Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛЕГЕНДЫ О СТЕПНОЙ ПОЛЫНИ

11068

3ec5388290ce047099362f527968b7bb.jpg

Дармину – степную полынь, справедливо величают королевой полыней. Ее целебные свойства людям были известны давно. В рецептах Авиценны полынное масло, настойка, экстракт и зеленая кашица дармины рекомендованы как составная часть многих лекарственных смесей. Еще одним свойством, по- мимо целебного, примечательна полынь. Ее запах обладает удивительной особенностью – пробу- ждать в человеке неясные, чаще всего волнующие ассоциации. Возможно, это стало причиной рождения множества легенд и преданий, связанных с полынью. Емшан – тоже полынь. Под этим тюркским названием она упоминается в Волынской летописи, где пересказывается предание о двух половецких батырах, братьях Сырчане и Отроке. Однажды, объединив силы, они напали на приграничные земли Руси и захватили там богатую добычу, и большой людской полон (много людей взяли в плен). Узнав о на- беге, Владимир Мономах, исполчившись, кинулся за ними вслед. Застав половцев врасплох, во время пира, киевская дружина посекла всех врагов. Лишь Сырчану и Отроку удалось спастись на быстрых конях. Один из них ушел в низовья Дона, другой – в горы Кавказа. С тех пор прошло много лет, братья оправились от потрясения и снова обрели пошатнув- шееся могущество. Но вот до Сырчана дошла весть, что в Киеве больше не стало их грозного и непримиримого врага. Теперь можно возвращаться в родные степи. И на Кавказ отправляется вестник-певец. Представ перед Отроком в его роскошном шатре, он начинает воспевать былые подвиги половецких воинов, громкую славу дедовских времен. Но не трогают эти слова сердце Отрока, зачем ему минувшая, уже полузабытая слава предков, когда он здесь сейчас в зените собственной славы. И все покорно склоняются перед ним. Помрачневший владыка приказывает увести певца. И тогда тот поступает так, как наставлял его Сырчан: упивался, постылой земля, которую он до этого гордо попирал. Зов родины – вот единственное, что может всколыхнуть сердце, за- ставить петь самые сокровенные струны души. раз почувствовал ее густой, терпкий, бередящий душу аромат, тот уже навечно полюбит и неоглядные просторы седых степей, и одинокую юрту с дым- ком, стоящую на взгорке, и доносимое откуда-то издалека прерывистое, искаженное шалым ветром ржание вольных лошадей. И будет потом вспоминать все это как что-то светлое и радостное, озарившее Ему ты наших песен спой, – Когда ж на песнь не отзовется, Свяжи в пучок емшан степной И дай ему – и он вернется. (А.Н. Майков, «Емшан», 1874.) И он вернулся. Глотка по- лынного воздуха оказалось достаточно, чтобы в голове и сердце степняка отодвинулось на второй план все, что еще мгновение назад представлялось незыблемым, чтобы стало не нужным богатство, ко- торым он обладал, власть, которой он только что Степной травы пучок сухой, Он и сухой благоухает! И разом степи надо мной Все обаянье воскрешает... Запах степи – это всегда за- пах полыни. И тот, кто хоть душу. Невзрачен стебелек полыни, а как властвует он над чувствами человека, возвышая его духовно и укрепляя нравственно. Как опустели бы, померкли степи, лишись они вдруг той прелести, что придает им совсем неприметная на вид горькая полынь, вдовья трава. Дармина проч- но вошла в анналы медицины, емшан запечатлен в древнерусской летописи и классической литературе. Но в Казахстане растет еще множество других полыней. Это пряный эстрагон, кормовые – жусан, ермен, майкара, декора- тивная «елочка», почвозащитные – солончаковая, полевая, сизая. На пастбищах полынь нередко рас- тет большими массивами, и это становится доминирующим признаком при образовании топонима. Так появились названия Жусан-дала – Полынная степь, Ерментау – Полынные горы, Майкара-сай – Полынный лог. Полынь играла большую роль в жизни и хозяйстве многих народов. Но стать дета- лью официальной эмблемы города – такого отличия была удостоена только дармина. Шымкент спас дармину, дармина подняла Шымкент. С ветки дармины начинается промышленная биография города. Там, где в 1883 году встал заводик товарищества «Сантонин», теперь раскинулся Шымкентский фармацевтический завод, вся продукция которого готовится из естественных лекарственных трав.
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?