Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Основные направления развития культуры конца XIX века

2288
Основные направления развития культуры конца XIX века - e-history.kz

Во второй половине ХІХ века начала стремительно развиваться общественно-политическая жизнь Казахстана. Одним из основных показателей ее развития является становление в Казахстане общественных библиотек. Открытие первых библиотек в регионе тесно связано с распространением русской просветительской деятельности и культуры.

Первые библиотеки в Акмоле открылись примерно в 60-е годы ХІХ века. В Омске первую библиотеку основал член общества «Сибирские патриоты» Е. Усов, в это же время была открыта и частная библиотека В.И. Квятковского. Фонды этой библиотеки интенсивно расширялись новой литературой на русском, казахском, тюркском языках. Кроме того в Омске работала основанная в 1871 году частная библиотека Орлова. В первые годы в библиотеку были записаны 60 человек, но так как библиотека состояла лишь из двух небольших комнат и двух-трех шкафов с книгами, фонд библиотеки был скудным и не пополнялся новыми книгами, поэтому в 1894 году количество читателей уменьшилось до 20-и человек. По сравнению с этой библиотекой библиотечный фонд открытой в Омске в 1872 году учительской семинарии был намного лучше. Библиотечный фонд состоял из 2532 книг. Здесь было собрана большая литература об истории и быте казахского народа. В 1878 году при содействий И.Я. Словцова и И. Козлова была открыта библиотека статистического комитета Акмолы, библиотечный фонд которого составлял 870 томов книг. Основная часть книг посвящалась истории и географии Казахстана и Сибири. С 1885 года библиотека стала выписывать и представлять читателю литературные журналы.

В 80-е годы ХІХ века в Петропавловск стали прибывать политические ссыльные, в связи с чем активно стала развиваться и общественная жизнь региона. Интенсивнее стала работать открытая в 1885 году городская библиотека, фонд которой к 1912 году составлял уже 8961 томов книг. Библиотекой заведовал ссыльный из Одессы П.С. Анненков, однако царское правительство стало искать пути недопущения ссыльных в библиотеки. В связи с этим надолго приостановилась работа библиотеки. Следующая библиотека открытая при содействии политических ссыльных была организована в Кокшетау в 1893 году.

В 1889 году в Омске была открыта еще одна городская общественная библиотека. В 1893 году читателями библиотеки были записаны 100 человек, а в следующем году количество только бесплатных читателей составляло 419 человек (платных – 300 человек). Преподавателям и учащимся училищ Министерства народного просвещения разрешалось безвозмездное пользование книгами. В библиотеке работал читальный зал. Основными читателями была молодежь. Книжный фонд состоял из произведений русских и зарубежных авторов, а также еще 38 наименований газет и журналов. В открытой при Обществе обеспечения начальным образованием в 1890 году Омской библиотеке книжный фонд состоял из 1197 книг. В 90-е годы в Омске работали две новые библиотеки: библиотека при Обществе обеспечения начальным образованием и военная библиотека.

В 1897 году в Акмоле, а в 1900 году и в Петропавловске и Атбасаре, вместе с библиотеками учебных заведений стали функционировать и публичные библиотеки. Кроме того, библиотеки были еще и при школах и училищах.

Во всех областях Казахстана до революции были образованы государственные, ведомственные, медицинские, школьные, сельскохозяйственные и железнодорожные библиотеки. Также были и платные общественные библиотеки.

В начале ХХ века в Казахстане функционировали библиотеки сельскохозяйственных школ. Библиотеки сельскохозяйственных школ Петропавловска, Кокшетау, Атбасара обеспечивали своих читателей разной литературой. В 1900 году руководитель Атбасарской школы господин А. Осипов заказал произведения А.С. Пушкина, пособие К.Тимирязева «Жизнь растений» и другую литературу необходимую по учебной программе. Также и господин Ернулиев, руководитель Кокчетавской сельскохозяйственной школы, выписал труды Пушкина, Некрасова, Плещеева, Лермонтова, Никитиной, Шевченко, Короленко, Гаршиной и других авторов.

В начале ХХ века в противовес платным библиотекам стали процветать безвозмездные библиотеки и читальные залы. В ноябре 1902 года было открыто десять бесплатных библиотек: одна - при Акмолинской городской столовой, шесть - при сельских школах Министерства народного просвещения, три - при сельских церковных школах. В 1902 году в Кокчетавском уезде работали пять стационарных библиотек, в Петропавлоском уезде - четыре стационарные и 41 передвижная библиотека попечительского комитета. К примеру, в газете «Степной край» от 24 февраля 1905 года говорится о работе Попечительства народной трезвости города Петропавловска и о том, что попечительское общество каждое воскресенье устраивает читальные залы в городском пожарном депо.

Первая попечительская библиотека-читальня расположенная в столовой-чайхане была открыта в Петропавловске в 1902 году. Заведующим библиотекой был назначен Герман Иванович Мазик. В 1905 году библиотеку посетили 2859 читателей. В библиотеке можно было почитать следующую периодическую печать: «Свет», «Уральская жизнь», «Сибирская жизнь», «Русское чтение», «Ремесленная газета», «Степной край», «Природа и люди», «Родина», «Вокруг света» и другие. Абонемент работал ежедневно с 9 утра до 20 часов вечера. Библиотека работала также в воскресные и выходные дни, обслуживала в день до 70-80 человек. С 1905 года библиотека стала пополняться новой литературой. В этом году библиотека выписала 841 книгу на сумму 232 рубля, а общее количество книг составило 2000 экземпляров. В библиотеке при столовой-чайхане все книги распологались в отдельной абонементской комнате, в отдельных шкафах. Посетители библиотеки располагались за специальными столами в общем зале чайханы, там же читали газеты, журналы, книги.

В 1904-1905 годы в Петропавловске «Попечительство народной трезвости» вместе с организацией библиотечного дела занималась еще и народными чтениями на патриотические темы.

Однако в связи с царским указом от 23 декабря 1905 года о введении в Петропавловске военного положения резко снизилась работа Попечительства народной трезвости. В Указе было сказано: «до выхода особого распоряжения приостановить подписку на газеты, все расходы по смете вести по согласованию с областным комитетом». О библиотеке попечительского общества Кокчетавского уезда можно привести следующие сведения: «количество книг книжного фонда составляет 655 экземпляров, количество подписчиков - 7360 человек, количество читателей – 5271 человек. Библиотекой выписываются газеты и журналы «Нива», «Степной край», «Природа и люди» и др. В библиотеке имеется один шкаф, 12 стульев, две лампы, часы, 2 книжных шкафа, стол, столы для читателей и другое имущество.

В период с 1902 – 1905 гг. в сельских местностях Кокчетавского уезда стали функционировать первые библотеки. В эти годы библиотеки-читальни открылись в селах Владимировка, Кокшетау, Зеренды,   Сандыктау, Максимовка,   Павловск, Кривоозерный, Константиновск, Каменск, Дмитревск. К примеру, количество посетителей Зерендинской библиотеки составляло 124 человека, а общее количество книг было 317 экземпляров. В течении года библиотеке было подарено 83 новые книги. Несмотря на это, книжный фонд библиотеки оставлял желать лучшего, в 1910 году количество книг увеличилось лишь на 317 книг. Материальное благосостояние сельских библиотек было несколько хуже, чем городских. В 1907 году библиотека-читальня была открыта при чайхане села Кривоозерное. В марте того же года было получено разрешение на открытие бесплатной библиотеки-читальни в селе Викторовск Кокчетавского уезда.

С 1911 года понизилась работа библиотек Кокчетавского уезда, библиотеки в Макинске и Кривоозерном вовсе закрылись, а библиотека в Кокчетаве в течении 7 месяцев действовала за счет средств библиотекаря. Поэтому господа Кривоногов, Карпов, Семенюк писали в вышестоящие органы о том, что если закроется единственная в Кокчетаве библиотека, то городской интеллигенции и простому народу негде будет получать и читать книги, периодическую печать, и просили их содействия. Однако, административные органы не спешили помогать библиотекам и развивать их дальше.

Свои частные библиотеки имели некоторые купцы, переселенцы, церковные служители, сельская интеллигенция.

В 1903 году из частной библиотеки казахов Петропавловского, Кокчетавского уездов была изъята значительная литература. Доказательством этого может служить тот факт, что во время обыска в доме имама города Кокшетау Науана Хазрета и его ученика Шаймердена Косшыгулова была изъята запрещенная цензурой литература и рукописи.

В 1907 году в Акмолинской области действовали полуподпольные и подпольные библиотеки. К примеру, такие библиотеки в Акмоле, Кокшетау, Петропавловске, Атбасаре были организованы членами социал-демократической и крестьянской организации. Основной контингент читателей этих библиотек составляли обычные крестьяне.

Вхождение Казахстана в политическую, экономическую и культурную жизнь Российской империи требовала изучения природных ресурсов окраинных земель империи. Изучением территории Казахстана занимались Российская Академия наук, Русское Географическое общество, Археологическое, историческое и этнографическое общество и другие организации. Во второй половине ХІХ века в Казахстане были организованы местные краеведческие общества, организации. Основной целью таких краеведческих обществ было «сбор и изучение статистических географических, этнографических материалов о крае». В деле изучения рассматриваемого нами Северо-Казахстанского региона больших достижений достигло краеведческое общество данного региона. В составе открытого в 1877 году Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества работали краеведы Акмолы, Атбасара, Кокшетау, Петропавловска и оказали большое содействие работе указанного отдела.

В связи с полным вхождением Казахстана в состав Российской империи в середине 60-х годов ХІХ века, сложные и разнообразные процессы происходившие в регионе оказали большое влияние в развитии политической, социально-экономической и культурной жизни казахского общества. Вместе с тем, становление в указанном периоде казахской элиты (поэтов, писателей, педагогов-просветителей) и развитие их социально-политического взгляда оказало своеобразное влияние на возникновение первой казахской национальной печати.

Национальная периодическая печать наряду с расширением сферы использования языка, также повлияло и на развитие его словарного состава и грамматической структуры.

В Акмолинской области первая официальная, разрешенная царским правительством, газета стала выпускаться в Омске с 1 января 1888 года по 12 апреля 1902 года и носило название «Киргизская степная газета» («Дала уалаятының газеті»). Газета была ежедневной, выходила на казахском и русском языках. Она была приложением газеты «Акмолинские областные ведомости». Газета была официальной печатью тогдашнего генерал-губернатора Степного края. Редакторами газеты были И. Козлов, К. Михайлов, Г. Абаза, А. Попов, Д. Лавров, а рдеакторами казахских выпусков были Ешмухамед Аблайханов, Динше Султангазин, Рахымжан Дуйсембаев. Газета состояла из двух частей. В официальной части публиковались царские указы, постановления и указания управленческих органов, рассказывалось о процессе освоения окраинных земель и старались пояснить значение проводимой царской администрацией политики.

Газета играла большую роль в привлечении казахов к мировой культуре, в развитии культуры казахского народа. В целом газета была переводческой газетой, поэтому на ее страницах публиковались переводы произведений русских писателей, таких, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов. Также вниманию казахского читателя предлагались труды изучавших Казахстан русских ученых Г.Н. Потанина, В.В. Радлова, А.Е. Алекторова и других. Публикация в газете произведений восточных классиков помогла росту авторитета газеты среди казахского населения. Несмотря на то, что газета была официальной газетой, она долгое время была под влиянием сибирских ссыльных, «свободолюбивых» людей, которые стралаись сделать газету народной. На страницах газеты вместе с статьями Потанина, Ивановского, Добромыслова, Обручева, Алекторова печатались собранные ими образцы богатого устного казахского народного творчества, статьи об истории, культуре, этнографии региона.

В газете «Дала уалаяты» публиковались ценные материалы о жизни и деятельности казахских просветителей и ученых того периода. Например, в 18-ом номере газеты от 1894 года к 60-летию со дня рождения Чокана Валиханова была опубликована статья: «Шоқан Уәлиханов ғалым, өнер иесі, халықтың кадет заңын біліп, даңғыл, биік жолға шықса да өзінің туған жайын жатырқамай һәм ұмытпады... Тағы да ғылым өнерінің қымбат екенің біліп, құрмет тұтып өзінің халқын бек жақсы көрер еді. Ләйкін Россия халқының қорғап, қоршап болысқаныменен Азия халықтары ілгері басып һәм надандықтан құтылар ма деп ойлар еді». А в 15-ом номере газеты от 1895 года была статья «Қазақтар, оқу, ғылым үйренуге ұмтылыңдар!», где говорилось о том, что царское правительство поддерживает вопрос обучения казахских детей на русском языке, о необходимости дальнейшего открытия в казахских степях русских школ.


471d646695950e69b44ef3dc894f9b04.jpg


Несмотря на то, что газета «Дала уалаяты» была местным административным органом колониальной империи, на страницах газеты публиковались материалы об истории, культуре, литературе казахского народа.

Казахские приложения газеты официально публиковались от имени правительства. Казахский народ не знал других газет, кроме этих, не имела самостоятельной печати на родном языке. Пока другие грамотные народы были в курсе происходящего в мире событий, казахский народ жил в неведении.

Официальные газеты (приложения) на казахском языке не ставили перед собой политических задач. Они популяризировали в народе образцы народных обычаев и традиций, литературы. Такая ситуация сохранялась до первой русской революции.

В конце ХІХ века в Омске выходила газета «Степной край», на страницах которой кроме официальных сообщений публиковались много этнографических и краеведческих материалов о регионе. Также рассказывалось о социально-экономическом развитии казахских аулов и переселенческих поселках. На страницах газеты публиковалось немало материалов о вопросах сельского хозяйства крестьян и местных жителей.

Также было много материалов о вопросах просвещения области. Например, в номере от 15 февраля 1905 года газеты «Степной край» была опубликована статья о первой мужской гимназии, которая открылась 26 января того же года в Петропавловске: «Для содержания училища от города выделено 1000 рублей, преподавателям выделено жилье и выплата в размере 300 рублей. Комплекс училища будет распологаться в новом доме, построенном за городом». Также много статей были посвящены ярмарочной рговле в Акмолинской области. В номерах газеты № 59, 62 от 1894 года были статьи о ярмарочной торговле в области, особенно о Тайыншакольской ярмарке.

Во второй половине XIX века в городе кроме этой газеты выпускались «Сельскохозяйственный листок» на казахском и русском языках, «Епархиальные ведомости», «Областная ведомости», «Труды». К примеру, в «Епархиальных ведомостях» были опубликованы материалы о просвещении, а в номере газеты от 1911 года были приведены статистические сведения о начальных церковных школах Акмолинской области. Также со страниц этой газеты акмолинцы узнавали о политических волнениях и восстаниях в центральных районах России.

До выхода временного положения для периодической печати (24 ноября 1905 года), для выпуска новых газет и журналов нужно было получить разрешение от Министерства внутренних дел. Оно же само контролировало порядок выхода печати. После выхода временного положения для периодической печати, конец 1905 года, Омская печать пополнилась газетами «Иртышский вестник», «Степь». С 1906 года Омская периодическая печать стала обращать внимание не только на количество, но и на качество. В течении этого года в Омске были выпущены еще 10 новых газет и журналов.

В начале 1907 года в Петропавловске впервые в Казахстане вышел первый номер официальной большевистской газеты «Степная жизнь», редактором которой был В.В. Куйбышев. Уже во втором номере газеты была опубликована корреспонденция, критиковавшая переселенческую политику царского правительства.

Однако после выпуска четвертого номера газета стала запрещенной, поскольку в третьем номере газеты была опубликована статья о роспуске ІІ Думы и протест против ареста депутатов.

Становление неофициальной казахской периодической печати, чьим лозунгом было возрождение сознания казахского народа в начале ХХ века, связано с общеосвободительным движением 1905-1907 годов. Выход в свет этих изданий претерпело множество трудностей. 28 марта 1907 года по инициативе депутата ІІ Государственной Думы Шаймердена Косшыгулова в качестве приложения к газете «Улфат» вышел в свет первый номер газеты «Серке». Редактором газеты был М.Дулатов, в ней работали Динмухамед Султангазин, Халел Досмухамедов и Сергазы Лапин.

Во втором номере газеты под псевдонимом «Аргын» была опубликована статья М.Дулатова «Біздің мақсатымыз» («Наша цель»): «Қазағым менің, елім менің! Ең алдымен қазақ халқы – Россияға тәуелді халық…Оның ешқандай правосының жоқтығы ыза мен кек тудырады. Халықтан жиналатын салық қаражатының көп бөлігі халыққа тіптен де керек емес нәрселерге жұмсалады, ал орыс шенеуніктерінің әбден дандайсып, кедей қазақтарды ұрып-соғып, мал-мүлкін тартып алатыны, енді оның тілі мен дініне, әдет-ғұрпына қол сала бастағаны, бұқараның бұндай теңсіздігі мен құқықсыздығы халықтың ыза-кегін туғызып отырғаны айтылып, «Қазақ жеріне бұл мұжықтарды не үшін көшіреді? Әлде Ресейде жер аз ба? Жоқ, аз емес. Ресей патшасы ұлан-байтақ қазақ жерінің үстіндегі малға, астындағы кенге қызығады. Қару жұмсамайды, оқ шығармай, білдірмей алдап алу саясатын көздеп отыр». Однако, вскоре царская цензура запретила и закрыла газету.

Таким образом, первая национальная казахская газета остановила свою работу после выхода двух номеров. Хоть раньше и выпускались газеты «Түркістан уалаяты», «Дала уалаяты», эти газеты были лишь переводом ведомоства генерал-губернатора, а газета «Серке» была первой казахской газетой. Второй ласточкой независимой печати, которая старалась пробудить народ была газета «Қазақ», выпущенная в Троицке в феврале 1907 года.

Эта газета объявляла борьбу против колониальной политики царского правительства. Поэтому, газета закрылась сразу после выхода первого номера. Однако, благодаря А. Байтурсынову и М. Дулатову газета снова встретилась со своими читателями в феврале 1913 года. Газета была еженедельной и выпускалась тиражом в три тысячи экземпляров.

Особым событием в культурно-политической жизни казахского народа в начале ХХ века стал выпуск журнала «Айқап», первого казахского общественно-политического и литературного журнала.

Журнал «Айқап» выпускался арабским шрифтом с января 1911 года по сентябрь 1915 года в городе Троицк из типографии «Энергетик» раз в месяц, а в последние годы два раза в месяц. Всего вышло в свет 88 номера. Редактором и выпускающим журнала был известный писатель-журналист М. Сералин. Также в журнале трудились представители интеллигенции Б. Каратаев, Ж. Сейдалин, С. Торайгыров.

 

«Біздің мақсатымыз – журнал шығарып, пайда табу емес, бәлки жұрт үшін бір қызмет болсын деген. Менің қолға алған мәселем: 

1)    Егін шаруасына қолайлы жерлерде қала салуды халыққа шамадан келгенше түсіндіру. 

2)    Елдің партия болып таласқандығы халыққа қанша залал келетіндігін... һәм қалай еткенде, партия жоғалуға мүмкін, сол жағын қарастыру. 

3)    Оқу һәм оқыту жағына қалайша өзгерістер жасау керек, сол жағын қарастыру. 

4)    Әйел, қыздарымыздың кемшілікте тұрғандығын халыққа ескерту».


Со 2 февраля 1913 года из типографии Каримов – Хусаиновых стала выходить газета «Казах». Изначально газета выпускалась тиражом в 3 тысячи экземпляров и в течении года достигла 8 тысяч. Поначалу газета не имела своей типографии, но обрела ее спустя 4-5 лет. Об этом М. Дулатов писал так:

 

«А. Байтұрсыновтың шебер басшылығы мен жанқиярлық еңбегінің арқасында жоқтан барды жасаған деуге болатын және патшалық-полицейлік режимнің ауыр жағдайларында тіршілік еткен газеттің жабылар алдында өз баспаханасы, қағаз қоры, шағын кітапханасы болды, таралымы 8000–нан асты».

 

Огромную роль в деятельности газеты сыграл видный борец за свободу казахского народа, историк, политик, этнограф, литературовед А. Букейханов. Начиная с самого первого номера, он на страницах газеты под псевдонимом «Қыр баласы» публиковал актуальные и серьезные вопросы казахского общества того периода. Основной темой его статей была судьба земли.

Вокруг газеты «Қазақ» собралась демократическая интеллигенция в лице М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, Ш. Кудайбердиева, М. Шокая, М. Тынышпаева и других. В 4-ом номере газеты была опубликована главная цель, которой придерживалась казахская интеллигенция:

«Істің мәні жалғыз-ақ тамақ асырап, күн көруде қалмас, өз бетімен күн көре алмаса, өзге жұрттың есігінде жүріп, малайлықты тамақ асырап, қазақ тіршілігін өтер ғой... өз алдына дербес ұлт болып, Еділден Ертіске, Оралдан Ауғанға шейін тұтас тұрған халық едік. Арамызға әр жұрт кіріскенде, солармен қатар атымыз жоғалмай қазақ ұлты болып тұра аламыз ба? Осы біздің төсекте дөңбекшіп ұйқымызды бөлетін нәрсе...».

Также со страниц газеты призывали казахскую молодежь к знаниям, освещались вопросы обучения девочек и другие вопросы просвещения. В газете были опубликованы статьи «Бастауыш мектеп», «гимназия туралы», «ғылым үйрену туралы», «оқудың маңызы туралы», «мектеп-медресе салу және ашу», «оқу-ағарту ісі туралы».

Во второй половине XIX века началась новая эпоха в развитии казахской литературы. Ее основоположниками были Шокан Уалиханов, Ыбырай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. Получив русское образование, познакомившись европейской культурой они старались служить своей стране, их целью было освоение искусства, образования, науки, культуры новой эпохи. Они верили, что через них можно поравняться с передовыми странами, добиться равенства.

Изменения в общественно-экономических отношениях, возникшие во второй половине ХІХ века и в начале ХХ века в Российской империи, оказали влияние и на казахское общество. Такие серьезные изменения привели к пробуждению духовной и политической жизни казахского общества, пробуждению национального сознания. Пробуждение национального сознания стало прямым результатом становления казахской интеллигенции.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:  

1 Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. «Қазақстан жолы - 2050: Бір мақсат, бір мүдде, бір болашақ». - Алматы, 2014. - 40 б.

2 Қойгелдиев М. Алаш қозғалысы. - Алматы: Санат, 1995. - 85 б.

3 Уәлиханов Ш.Ш. Таңдамалы. – Алматы: Жазушы, 1985. - 560 б.

4 Ильминский Н.И. О правде православных христианских книг на инородческие языки. - Казань, 1875. – 125 с.

5 Алекторов А.Е. Очерки народного образования в Тургайской области. Летопись 1744-1889 гг. - Оренбург, 1900. – 277 б.

6 Бөкейханов Ә. Таңдамалы. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1995. – 479 б.

7 Байтұрсынов А. Ақ жол: Өлеңдер мен тәржімелер, публ. Мақалалар және әдеби зертеу / Құрастырған: Р.Нұрғалиев. - Алматы: Жалын, 1991. – 464 б.

8 Дулатов М. Шығармалары. - Алматы: Жазушы, 1991. – 384 б.

9 Асфендияров С. История Казахстана (с древнейших времен). – Алматы: Қазақ университеті, 1993. – 304 б.

10 Рыскулов Т. Собрание сочинений. В 3-х томах. - Алматы: Қазақстан, 1997. – 335 б.

11 Кеменгерұлы Қ. Таңдамалы. - Алматы: Өлке, 2002. – 240 б.

12 Тажибаев Т.Т. Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX вв. - Алма-Ата: Казгосиздат, 1962. – 507 б.; Его же Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX вв. - Алма-Ата: Изд-во АНКазССР, 1958. – 198 б.

13 Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов: Историко-педагогический очерк. - Алма-Ата, 1950. – 144 б.

14 Сембаев А.И, Храпченков Г.М. Очерки по истории школ Казахстана (1901-1917). - Алма-Ата: Мектеп, 1972. - 164 б.

15 Кереева – Канафина К. Русско-казахские литературные отношения. – Алматы: Қазақстан, 1980. - 280 б.

16 Сүйіншәлиев Х. Қазақ әдебиетінің тарихы. - Алматы, 1992. - 175 б.

17 Маданов Х. Қазақ мәдениетінің тарихы. – Алматы: Қаржы-қаражат, 1998. – 336 б.

18 Жұбанов А. Замана бұлбұлдары. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 440 б.

19 Қозыбаев М.К. Жауды шаптым ту байлап. – Алматы: 1993. - 230 б.

20 Нүрпейісов К.Н. Алаш һәм Алашорда. – Алматы: Ататек, 1995. – 256 б.

21 Канапин А., Яндаров А. Расцвет культуры казахского народа. - Алматы: Казахстан, 1977. – 254 б.

22 Сүлейменов Р.Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане. - Алматы: Наука, 1972. – 494 б.

23 Галиев В.З. Караванные тропы. - Алматы: Атамұра, 1994. – 128 б.; Его же Ссыльные революционеры в Казахстане. – Алматы: Казахстан, 1978. – 180 б.

24 Әбжанов Х., Әлпейісов Ә. Қазақ интеллигенциясы мен мәдениеті туралы. - Алматы, 1992.- 140 б.

25 Кәкішов Т. Садақ. - Алматы: Жалын, 1986.- 160 б.

26 Мырзахметов М. Қазақ қалай орыстандырылды. – Алматы: Атамұра, 1993. – 128 б.

27 Омаров Ә. Қазақстандағы ағарту ісі және Патша өкіметінің отаршылдық саясаты. – Алматы: Республиалық баспа кабинеті, 1997. –77 б.

28 Әбуев Қ.Қ. Қазақстан: тарих және тағылым. - Көкшетау, 2006. – 298 б.

29 Сүлейменов Б. Аграрная политика царизма в Казахстане в последней трети XIX – в начале XX веке. – Алма-Ата: АН Каз ССР, 1963. – 411 б.

30 Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.8. - Спб, 1903. – 469 б.

31 Седельников Т. Борьба за землю в киргизской степи. – СПб., 1907. – 590 б.

32 Бексейітова А.Т. Патша үкіметінің қазақ даласында жүргізген аграрлық саясаты және оның салдары // “Шоқан тағылымы – 6” Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдары. - Көкшетау, 2001. - 201-207 бб.

33 Хозяйство казахов на рубеже XIX- XX вв. – Алматы: «Наука», 1980. – 254 б.

34 Джаниева Р.М. Социально-экономическая и культурная развитее уездных городов степного края. Канд. диссерт. - Омск, 2007.- 150 с.

35 Демко Д. Орыстардың қазақтарды отарлауы. (1896-1916). – Алматы: «Ғылым», 1997. - 213 б.

36 Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанное экспедицией по обследованию степных областей под руководством Ф.Щербины. Акмолинская область. Т.II. Атбасарский уезд. - Воронеж, 1902. – 240 б.

37 Обзор Акмолинской области за 1895 г. - Омск, 1897. – 42 с.

38 Қазақстан тарихы. (Көне заманнан бүгінге дейін) Бес томдық. 3 том. – Алматы: «Атамұра», 2002. - 768 б.

39 Памятная книжка Акмолинской области на 1915 г. - Омск, 1915. – 40 с.

40 Толочко А.П. Ярмарки Акмолинской области в конце XIX- нач.XX вв. // “Валихановские чтения – 7” материалы Международной научно-практической конференции. - Кокшетау, 2002. – 12-14 сс.

41 Словцов И.Я. Путевые заметки, веденные во время поездки в Кокчетавский уезд Акмолинской области в 1878 г. // Записки ЗСОИРГО в 1881. - 152 с.

42 Утегенов М. Қазақстанның солтүстік өлкеснің әлеуметтік экономикалық дамуындағы ерекшеліктер // “Шоқан тағылымы - 8. Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдары. - Көкшетау, 2003. – 120-122 бб.

43 Обзор Акмолинской области за 1891г. - Омск, 189. – 85 с.

44 Касымбаев Ж., Агубаев Н. История Акмолы. – Алматы: «Жеті жарғы», 1998. – 176 б.

45 Обзор Акмолинской области за 1914 г. - Омск, 1915. – 140 б.

46 Касымбаев Ж., Агубаев Н. История Акмолы. – Алматы: «Жеті жарғы», 1998. – 176 б.

47 Акмолинской области за 1914 г. - Омск, 1915. – 140 б.

48 Бексейітова А. Солтүстік Қазақстанның экономикалық дамуы мен байланыстары. // Ізденіс – Поиск. 2002. №1. - 82 б.

49 Мырзаханов Е.Н. Общественная, благотворительная и меценатская деятельность купцов-предпринимателей В конце ХІХ и в начале ХХ в. // Еуразия Ұлттық Университетінің Хабаршысы. Астана, 2009. № 1. - 136-138 сс.

50 Валиханов Ч.Ч. Собр.соч. в пяти томах. Том 1. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - 461 с.

51 Мустафина Р. Представления, культы, обряды у казахов. – Алматы: Қазақ университеті, 1992. – 172 с.

52 Абуев К.К. Науан Хазірет. Көкше Арыстары. - Көкшетау, 2001. –145 б.

53 Әмірғазин Серік. Дін және жауапкершілік. – Астана: «Фолиант», 2002. - 192 б.

54 Ахметов Қ. Сарина Г. Қ. Кеменерұлы патшалықтың халық ағарту саласындағы саясаты туралы. // Поиск-Ізденіс. – 2000. № 6. – 43- 45 б.

55 Жакыпбек С. Қазақ қалай шоқындырылды? // Ақиқат. - 1997. № 3. - 46-49 б.

56 Эгамбердиев М.Ш ХIХ ғ. соңы мен ХХ ғ. басындағы Түркістандағы мұсылмандық білім және Ресей империясы. // ҚазҰУ. Тарих сериясы. - 2009. №4 (55). - 104-109 бб.

57 Айтмухамбетов А.А., Ермекбаев Эволюция образования в Казахстане в процессе развития русско-казахских отношений // Степной край: зона взаимодействиия. - Омск, 1998. – 122 с.

58 Алибеков К.Б. О мусульманских школах В Акмолинской области во второй половине XIX века // “Валихановские чтения – 8” Материалы Международной научно-практической конференции. - Кокшетау, 2003. 24-26 с.

59 Пірманов Ә Қапаева А. Қазақ интеллигенциясы. - Алматы: Атамұра, 1997. – 160 б.

60 Обзор Акмолинской области за 1896 г. ведомость №8. - Омск, 1897. – 44 б.

61 Обзор Акмолинской области за 1898 г. ведомость №8. – Омск, 1899. – 117 б.

62 Обзор Акмолинской области за1907 г. ведомость №8. – Омск, 1908. – 100 б.

63 Казахско-русские отношения в 18-19 веках (1771-1867). Сборник документов и материалов. - А: Наука, 1964. – 501 б.

64 Жакыпбек Серік. Қазақ қалай шоқындырылды? // Ақиқат. -1997. - № 3. - 46-49 б.

65 Асылбеков М.-А.Х., Жаркенова А.М. Население Казахстана в конце ХІХ – начале ХХ вв. (1897-1917 гг.) – Алматы: Өркениет, 2001. - 31 б.

66 Садвакасова З.Т., Махаева А.Ш. К вопросу толерантности религий в Казахстане (2 пол XIX- нач ХХвв.) // История Казахстана преподавание в школах и ВУЗ-ах. - 2003. - № 3. - 31 б.

67 Қазақстан. Ұлттық энциклопедия. Т 3. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 1999. – 720 б.

68 Рүстемов С.К. Мұсылмандық қозғалыс һәм қазақ қоғамы. // Қазақ тарихы. 1997. №6. – 26-28 б.

69 Шілдебай С. Жәдидтік қозғалыс һәм қазақ қоғамы // Отан тарихы. - 1999. - №4. 148-151-б.

70 Жолсейітова М. Түркістан өлкесіндегі жәдидтік білім беру жүйесі: қалыптасуы мен даму тарихы // Отан тарихы. - 2005. - № 4. - 85-88 б.

71 Валиханов Ч.Ч. Собр.соч. в пяти томах. Том 5,1. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - 528 б.

72 Айтмухамбетов А.А Гимназические аттестаты студентов-казахов Санкт-Петербургского университета как источник по изучению социокультурного типа казахского студенчества // Традиции экономических, культурных и общественных связей стран содружества. – Омск, 2002. - 37-40 б.

73 Обзор Акмолинской области за 1886 г. - Омск, 1887. – 97 б.

74 Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли Казахстана. Алматы: Университет «Қайнар». 1998. -168 б.

75 «Қазақ» газеті. / Құрас: Ү. Субханбердина, С. Дәуітов, Қ. Сақов. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1998. – 560 б.

76 Жексенбаева Г. Орыс-қазақ мектептер және отарлау саясаты // Қазақ тарихы. №1, 1996. 53-55 б.

77 Обзор Акмолинской области за 1902 г. - Омск, 1905. – 74 с.

78 Мамышева Г.С. Қазақстандағы педагог мамандарын дайындау ісі // ҚазҰУ хабаршысы. Тарих секциясы. - 2007. - № 3. - 94-97 бб.

79 Бөкейханов Ә. Шығармалар жинағы. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1995. – 478 б.

80 Канапин А., Яндаров А. Расцвет культуры казахского народа. - Алматы: Қазақстан, 1977. – 244 с.

81 Обзор Акмолинской области за 1914 г. - Омск, 1915. – 140 с.

82 Абуев Қ. Қазақстан тарихының «ақтаңдақ» беттерінен. – Алматы: Қазақстан, 1994. – 288 б.

83 Бейсенбаев Ж. Шоқан ізімен. - Алматы: Жалын, 1977. – 112 б.

84 Шоқан Уәлиханов. Мақалалары мен хаттары. Алма-Ата:Жалын, 1949. - 250 б.

85 Стрелкова И. Валиханов. - Москва: Молодая гвардия, 1983. – 284 с.

86 «Алаш Орда» Составитель Н.Мартыненко. – Алматы: Айқап, 1992. – 189 б.

87 Ескендірұлы (Әбдешов) М. «Алаш Орда» министрлері. Алматы, 2008. – 114 б.

88 Сейфуллин С. Тар жол, тайғақ кешу. – Алматы: Қазақстанның көркем әдебиет баспасы, 1960. – 481 б.

89 Азмұханова А. ХХ ғ. басындағы қазақ зиялылары және қазақ мәдениетінің теориялық мәселелері. // ҚазҰУ хабаршысы. Тарих сериясы. № 4 (51). 2008. – 39-44 б.

90 Жұмабаев М. Шығармалар. II, III том. – Алматы: Білім, 1996. 256 -б.

91 Азмұханова А. ХХ ғ. басындағы қазақ зиялылары және қазақ мәдениетінің теориялық мәселелері. // ҚазҰУ хабаршысы. Тарих сериясы. № 4 (51). 2008. – 39-44 б.

92 Қазақтар-Казахи: Көпшілікке арналған тоғыз томдық анықтама. 2 том. Тарихи тұлғалар. – Алматы: Қазақстан даму институты, 1998. – 533 б.

93 Бес ғасыр жырлайды. 1-том. – Алма-Ата: Жазушы, 1989. – 336 б.

94 Негімов С. Арыстанбай ақын // Жас алаш. - 1992, 24 маусым.

95 Алтынсарин Ы. Таңдамалы шығармалары. – Алматы: Қазмемоқупедбас, 1994. – 218 б.

96 Жумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. Алматы: Казахстан, 1984.

97 Ел қазынасы – ескі сөз (Радлов В.В. жинаған қазақ фольклорының үлгілері). Алматы: Ғылым, 1994. – 616 б.

98 Танатарова Ж.Т. Г.Н.Потанин және қазақ зиялылары // ҚҰУ хабаршысы. Тарих секциясы. - 2006. - № 2. – 194 б.

99 Янушкевич А. Дневники и письма из путешествий по казахским степям. Перевод с польского Ф.Стекловой. Алма-Ата: Жалын, 1966. – 140 с.

100 Галиев В.З. Библиотечное дело в Казахстане (вторая полов XIX – нач XX). - Алматы, 1998. – 136 с.  

101 Даулетова Н., Нұрахметова Д. Қазақстандағы кітапхана ісінің тарихы. - Алматы: Білім, 1994. – 88 б.

102 Субханбердина Ү. Қазақтың революциядан бұрынғы мерзімді баспасөзіндегі материалдар. - Алматы: Қазақ ғылым академиясының баспасы, 1963. - 292 б.

103 Айқап. А.У.Суханбердинаның кіріспе мақаласы. Қазақ баспасөзі тарихынан. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 1995. - 367 б.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?