Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Народ на карте Казахстана

1834
Народ на карте Казахстана - e-history.kz

В Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова прошла международная научно-практическая конференция «Вторая мировая война и депортация народов в Казахстан: новые источники и современные методологические подходы» по теме выполняемого государственного задания «Аналитическое исследование, актуализация и информационная поддержка «Интерактивной научной исторической карты «Народ Казахстана», в которой приняли участие более 70 человек, ученые из Украины, Беларуси, России, Эстонии, Польши, Молдовы, Кыргызстана и др.

Работа над картой учеными Института, Института географии и Института информационных и вычислительных технологий Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан началась в 2017 году, тогда было создано 16 тематических карт на основе систематизации и классификации данных посредством визуализации и отображения полученных данных, а также введены исторические сведения по истории и культуре 33 этносов, проживающих в Казахстане на трех языках.

В 2018 году карта была дополнена разделами интерактивной карты новыми материалами по 3 этническим группам (гагаузы, арабы, кумыки) на трех языках. Подготовлен сборник материалов конференции «Казахстан – страна мира и согласия», проведены командировки в Южный регион, проведены презентации в вузах, архивах и Домах Дружбы для представителей ЭКО в городах Казахстана гг. Шымкент, Туркестан и Тараз с целью сбора информации по трем этническим группам и проведены рабочие презентации в целях актуализации и дальнейшего улучшения карты. Ученые-географы обновили и откорректировали векторные слои двух карт - №№ 1-2 по древней истории Казахстана, а специалисты по IT технологиям внесли техническую поддержку основных разделов портала интерактивной карты.

В 2019 году проведена большая исследовательская работа по выявлению архивных материалов и презентации Интерактивной научной исторической карты «Народ Казахстана», дополнена карты новым содержанием по еще 15 этносам (лакцы, финны, табасаранцы, лезгины, аварцы, осетины, пакистанцы, афганцы, цыгане, венгры, каракалпаки, марийцы, удмурты, ханты, китайцы), проживающим в Казахстане.

«История этносов должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам», – сказал Елбасы в статье «Семь граней Великой степи», поэтому вся эта работа осуществлялась на основе комплекса многоплановых мероприятий по карте. Расширена информация по 3 историческим картам с VIІ в. до н.э. до начала XIII в. н.э.

Ученые выезжали в научные командировки для поиска документов в архивы городов Казахстана (Нур-Султан, Караганду, Усть-Каменогорск, Петропавловск) и Российской Федерации (Москва), с целью исследования этносов и презентации «Интерактивной научной исторической карты «Народ Казахстана».

Проведены совместно с Секретариатом АНК круглый стол «Особенности консолидации этносов Центрального и Восточного регионов Казахстана» и республиканская конференция «Казахстанская модель межэтнического согласия как феномен современного мира».


IMG_1835.JPG


В 2020 году работа над картой продолжалась, сегодня в карту введена информация по истории и культуре очень малочисленных 7 этносах, проживающих в республике (Монголы, Тувинцы, Адыгейцы, Буряты, Алтайцы, Литовцы, Эстонцы). Научные тексты написаны на основе архивных и статистических материалов и включают информацию о формировании этноса, численности и расселению.

Очень важная и исследованная информация введена в карту об эстонцах, этнос прибалтийско-финской группы финно-угорской семьи. В Казахстане по данным Национальной переписи 2009 г. проживало 986 эстонцев. Язык эстонцев относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, письменность в Эстонии сформировалась на основе латинского алфавита, дополненного некоторыми специфическими буквами, связанными с особенностями фонетики эстонского языка. По религиозной принадлежности эстонцы являются христианами, распространены конфессии – лютеранство, православие и католицизм. Эстонцы до середины XIX в. называли себя maarahvas.

Формирование этнической группы эстонцев в Казахстане относится к XIX в., когда нарастающие процессы обезземеливания эстонских крестьян вынуждали их переселяться на окраины Российской империи. По данным А.К. Вассара, к концу века доля безземельных крестьян в Эстонии превысила две трети сельского населения.

На интенсивность переселений крестьян из западных и центральных областей империи повлияло начало строительства Транссибирской железной дороги в 1892 г., окончание русско-японской войны в 1905 г. и Столыпинская аграрная реформа.

Всероссийская перепись населения Российской империи 1897 г. зафиксировала проживание 375 эстонцев в Казахстане. По данным чиновника Переселенческого управления Министерства земледелия В.А. Тресвятского, за десятилетие с 1906 г. по 1916 г. в Степном генерал-губернаторстве в составе Акмолинской и Семипалатинской областей было выделено участков на 581758 мужских душ. Эстонские переселенческие сёла появились в Степном крае. Так, в 1893 г. в нынешнем Астраханском районе Акмолинской области эстонские переселенцы у подножия сопки близ Ишима, названной в честь острова, откуда они были родом, Юксари (с эст.яз. «село у реки») основали село Петровское. В 2018 г. это село, где в настоящее время проживает 1200 человек 20 национальностей, в рамках делового визита посетила делегация в составе 30 предпринимателей Республики Эстонии во главе с премьер-министром Юри Ритасом и послом этой страны в РК Хейти Мяемеэсом.

В Центральном Казахстане близ г. Караганды в Акмолинском уезде в начале XX в. возникло эстонское село Лифляндское, на Алтае, часть которого относится к нынешнему Восточному Казахстану село Верхняя Еловка в районе озера Маркаколь, о чём свидетельствует эстонский старожил Г.А. Пуссеп, их компактные поселения также были на Колывани, под Змеиногорском Российского Алтая.

Следующая крупная волна эстонских переселений в Казахстан наблюдалась в 1940-е годы, но, в отличие от прежних миграций, это уже были насильственные депортации. Около 650 тысяч мигрантов прибыло в Северный Казахстан в кампанию по освоению целинных и залежных земель в 1954 г., среди которых около 20 тысяч только в Акмолинскую область. Среди мигрантов были и эстонцы.

В сентябре 2006 г. было открыто общественное объединение «Эстонский культурный центр Казахстана», который возглавляет Нина Альфредовна Досаева.

Алтайцы – тюркоязычный народ, численность алтайцев в республике по информации переписи 2009 года составила 221 человек. В 1989 году в стране проживали 675 алтайцев. За 20 лет число алтайцев сократилось в 3 раза. Основная причина: слабый естественный рост алтайцев, межэтнические браки и миграционные процессы. Если ориентироваться хронологически на переписи населения, численность алтайцев в Казахстане представлена следующим образом: в 1970 в республике насчитывалось 575 алтайцев, в 1979 г. было зарегистрировано 630 жителей алтайской национальности, в 1989 – уже 675. В период Независимости отмечено некоторое снижение численности алтайцев. Так, в 1999 году их было 462 человека, а в 2009 было зарегистрировано 221 человек. Стоит отметить, что основная причина переселения алтайцев в Казахстан - межнациональные браки.

Адыгейцы – название народа, вокруг которого существует много легенд и мифов. Об их происхождении у исследователей нет единого мнения. Некоторые считают, что этноним «адыгейцы» выдумано большевиками, с целью разделения кавказских народностей по территориальному признаку безо всякого учета местных этнических особенностей. Численность этнической группы адыге, по имеющимся данным последних двух национальных переписей республики, в 1999 году составила 130 человек, в 2009 г. – 69 человек, в разрезе областей наибольшее количество проживающих адыгейцев в Карагандинской области – 24 человека. В Атырауской и Костанайской областях и в Алматы представители данного этноса не зарегистрированы.

Изучение документальных материалов архива Президента РК: стенограмм пленумов ЦК Компартии Казахстана, протоколов заседаний комиссий по национальным и межнациональным отношениям, материалов подготовки к пленуму ЦК КПСС по национальному вопросу, документов о деятельности Ассамблеи народа Казахстана и Малых ассамблей, не дало ожидаемых результатов. Малочисленные представители народов вошли в графу «другие». Лишь в освещении данных о национальном составе районной партийной организации Фрунзенского района города Алма-Аты числился один черкес из 9857 коммунистов. Из 26 976 человек, работающих в этом же районе, указан один адыгеец и один кабардинец в Чиликском районе из 24 417 его жителей.

Этническая группа монголов в Республике Казахстан, группа народов, говорящих на монгольских языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно монголы) в Республике Монголия. Монголия относится к моноэтничным странам, где 94% населения – представители монгольской группы.

По переписи 1999 года численность монгол в Казахстане составляла 602 человека, по областям: Акмолинская – 69; Актюбинская – 25; Алматинская – 87; ВКО – 59; Жамбылская – 15; ЗКО – 2; Карагандинская – 130; Костанайская – 45; Кзылординская – 5; Павлодарская – 91; СКО – 15, ЮКО – 3; г. Астана – 17; г. Алматы – 39. Согласно Национальной переписи 2009 г. численность монгол в Казахстане составила 365 человек.

К сожалению, этнокультурных центров у монголов Казахстана нет. Со временем, надеемся, будет создан центр, где казахстанские монголы смогут поддерживать и развивать свою национальную культуру, язык, обычаи и традиции, вместе с другими этносами Республики Казахстан отмечать праздники.

Буряты самоназвание буряад. Первое упоминание этнонима «бурят» (Буйират) относится к началу ХIII века. Впервые встречается в Сокровенном сказании монголов. На территорию Казахстана представители бурятского народа переселялись в разные периоды истории. Главной особенностью появления представителей бурятского народа на территории Казахстана состоит в том, что в отличии от других многочисленных народов, населяющих нашу республику, их появление не связано с политическими акциями государственного уровня. Все они переселялись в Казахстан исключительно по собственной воле. Это было добровольное переселение, связанное с различными обстоятельствами личного характера, а также по причине обучения студентов в казахстанских вузах и развитие бизнеса. Наиболее интенсивные контакты относятся к середине ХХ века. Молодые выпускники советских вузов отправлялись по назначению в разные уголки огромной страны. Большинство представителей бурятского народа появились в Казахстане по Распределению это были выпускники различных советских вузов в основном инженеры, строители, горные инженеры. Отдельную группу составляли добровольные переселенцы, прибывшие в Казахстан по собственной воле в поисках работы и просто из личного интереса.

Начиная с 1959 г., по данным всесоюзной переписи, в КазССР проживало 382 человека бурятской национальности. Постепенно их численность начинает расти и в 1979 равнялась 914 человек, достигая своего максимума в 1989 году 1129. После этого количественные показатели по бурятской диаспоре начинают уменьшаться. В конце ХХ века, согласно данным переписи 1999 года, в Казахстане проживало до 500 человек. Согласно статистическим данным Комитета статистики РК к сегодняшнему дню численность бурятской диаспоры в Казахстане насчитывает около 346 человек. Налицо сокращение численности бурятского народа в Казахстане. Основными факторами, приведшими к подобной ситуации, является, во-первых, миграция, которая имела место в 90-х годах ХХ века, когда распад СССР и последовавший экономический кризис усилил миграционные потоки среди населения всего бывшего Советского Союза. Еще одной причиной малочисленности бурятской диаспоры в Республике Казахстан являются межнациональные браки.

Основным институтом, обеспечивающим соблюдение прав народов на свободное развитие и сохранения этнического своеобразия, являются этно-культурные центры, созданные при Ассамблеи народа Казахстана. Примером может служить деятельность бурятского этнокультурного центра «Саяны», который был создан 8 декабря 2000 года. По словам председателя бурятского этнокультурного центра Габдуллиной Августины Апполоновны членами бурятского этнокультурного центра являлись выходцы из Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. В своей деятельности этнокультурный центр бурятского народа, способствует реализации успешной национальной политики казахстанского государства, активно участвуя во всех мероприятиях АНК РК.

Литовцы же называют себя «лиетувей», также у литовцев есть название «литваны». Антропологически они принадлежат к северной группе европеоидной расы.

Задолго до 1930-х годов, литовцы по разным причинам стали переселяться в казахские степи. Так, по переписи населения 1939 г. в Казахстане проживало 32342 литовцев. По материалам статистического отчета ЦК Коммунистической партии Казахстана (б) от 1 января 1938 г., на 1 февраля 1938 г. численность литовцев в рядах ВКП(б) составляло 9 человек. Один из этапов миграции в Казахстан совпал с периодом политических репрессий в Советском Союзе. Трагедия началась осенью 1937 года и длилась вплоть до 1952 года. За этот период различные этнические группы, в том числе литовцы, были насильно переселены в Казахстан.

По переписи 1970 г. количество литовцев достигло 14 194 человек, 1979 г. их число стало 10 964 человек, а в 1989 г. динамика литовцев составляла 10 657 человек. В связи с низкой динамикой литовцев, они классифицируются как прочие, а потому указывается общее количество.

После распада Советского Союза и провозглашения независимости Литвы большинство литовцев в Казахстане переехали на свою историческую родину. Однако, с конца 1990-х гг. некоторые литовцы, которые занимались бизнесом, вновь стали приезжать в Казахстан. По данным переписи населения 1999 г. и Агентства РК по статистике населения Казахстана, численность литовцев составляла 7 070 человек. По переписи 2009 г. насчитывается 5 000 литовцев. По сравнению с переписью 1999 года количество литовцев в Казахстане значительно уменьшилось. Причины тому – смертность пожилых литовцев, проживавших в стране.

15 октября 2003 г. по инициативе представителей литовской диаспоры, проживающей в г. Караганда и области при содействии Посольства Литвы в Республике Казахстан был зарегистрирован культурный центр «Литуаника», председатель Виталий Твариенас. Активная группа центра составляет 50 человек.

И еще один малочисленный этнос, тувинцы, самоназвание – тыва, сойоты, сойоны, урянхайцы, этническая группа Казахстана. Начиная с 90-х годов XX в., в соответствии с миграционными процессами, связанными с внедрением рыночных отношений, сойоты переселились в Казахстан. Численность в Казахстане в 1970 году – 85 человек, 1979 году – 182, 1989 году – 129, 1999 – 35 и 2009 году - 37 человек соответственно. Язык тувинцев относится к уйгурской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Имеет диалекты: центральный, западный, юго-восточный и северо-восточный. В лексике значителен пласт заимствований из монгольского языка. Литературный тувинский язык сложился в 30–50-х годах XX в. Письменность с 1930 г. на основе латиницы, с 1941 г. – на основе кириллицы. Этнокультурные объединения в Казахстане не зарегистрированы.


5bd65347-0fab-4a2f-8127-abb873c9a9fb (1).jpg


Таким образом, в «Интерактивную научную историческую карту «Народ Казахстана» на сегодня введена научная историческая информация по истории и культуре 60 этносов, как многочисленных, так и малочисленных.

Интерактивная историческая карта «Народ Казахстана» призвана демонстрировать процесс единения этносов Казахстана в один народ. Общественная деятельность представителей всех этносов в период Независимости находится под эгидой Ассамблеи народа Казахстана, являющейся важным звеном сохранения межэтнического согласия и стабильности, развития толерантного общества. Совместное проживание в Казахстане представителей более ста этносов, их общая история и солидарность сформировали особый менталитет, повлияли на формирование национального духа и общественного сознания народа. Ядром же духовного единения служат социальная память, сопричастность этносов к судьбе страны, ее развитию, а также активное участие в решении общегосударственных задач.

Обширные информационные ресурсы карты, обеспечат в будущем систематизацию и сбор в единую БД информации по историческим периодам. Для реализации этого необходимо иметь единую БД и программно-технический инструмент для преобразования содержания БД. Основная часть информации представлена в виде тематических векторных слоев с БД, которые будут отображены в интерактивной исторической карте «Народ Казахстана».

С целью апробации сегодняшних результатов исследования являются итоги презентаций карты «Народ Казахстана» в городах Нур-Султан, Актобе, Павлодар, Атырау, Уральск, круглый стол «Деятельность этнокультурных объединений в Казахстане: история и современность совместно с секретариатом Ассамблеи народа Казахстана г. Алматы и представителями ЭКЦ, на которой приняли участие более 70 человек, ученых, представителей АНК, ЭКО и магистрантов с докторантами.

Международная научно-практическая конференция «Вторая мировая война и депортация народов в Казахстан: новые источники и современные методологические подходы» подведет научные результаты, будет презентована карты и издание сборника материалов.

Осуществление и информационное сопровождение проводимых новых научных исследований будет на сайтах РК и в СМИ. Только в 2020 году, исполнители проекта опубликовали 1 монографию, 6 статей в журналах КОКСОН, В СМИ – 11 статей, получено 11 сертификатов участия в Республиканской конференции АНК РК, более 50 подано докладов на участие в Международную научно-практическую конференцию.

За 2017-2020 годы во всех регионах Казахстана проведено около 50 презентаций Интерактивной научной исторической карты «Народ Казахстана», которая показывает, как все граждане Республики Казахстан в ответе за мир и согласие в нашем общем доме.

Ученые Института, широкая общественность, молодежь считают, что необходимо создать социальный ролик на государственных каналах об интерактивной карте, размещенной на сайте АНК, в регионах практически не располагают информацией о проекте и не пользуются картой, представители ЭКО выражают огромное желание видеть дальнейшее пополнение карты.

Данный научный проект по государственному заданию имеет огромное общественно-политическое значение, так как наглядно представляет посредством интерактивной карты формирование на протяжении столетий казахского этноса и в XX-XXI вв. народа Казахстана.

А.С. Уалтаева,

кандидат исторических наук, ассоциированный профессор, 

ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова,

руководитель Центра подготовки научных кадров «Fылым Ордасы»

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?