Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ КОЧЕВНИКОВ

2159
ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ КОЧЕВНИКОВ - e-history.kz
Было обнаружено огромное сходство казахских, киргизских и алтайских орнаментов с ворсовыми коврами, найденными в пазырыкских курганах

Взаимосвязь казахов с Алтаем имеет глубокую историю, ее корни уходят далеко в прошлое, в эпоху Андроновской культуры.  Археологические данные указывают на многие общие черты между культурой тех племен и казахской культурой. Например, как говорил исследователь М. Муканов, если обратить пристальное внимание на памятники древней эпохи, на орнаменты глиняных посуд, то можно заметить их большое сходство с сегодняшними казахскими орнаментами.

А в алтайской истории древние кочевники – саки выполняли огромную роль. Существование единого хозяйства, основы животноводства кочевников создали условия для развития общей культуры и тесной взаимосвязи между регионами, населенными саками. Согласно антропологическим данным, обнаруженные в алтайских курганах различные предметы, указывают на тесную связь культуры того времени с культурой нынешних народов Сибири и Центральной Азии. Например, было обнаружено огромное сходство казахских, киргизских и алтайских орнаментов с ворсовыми коврами, найденными в пазырыкских курганах. Однообразие хозяйства, материальной культуры кочевых племен, населявших эту местность, особенно ярко выражается в их ремесле, пище, предметах быта.   Несмотря на то, что прошло две с половиной тысяч лет и что они подверглись большим изменениям, они до сих пор остаются свидетелями богатого культурного наследия и истории тех народов.

В последнее время тщательно исследуется памятники сакской эпохи. Берель, Укок и другие найденные памятники известны всему миру. Они являются нашими историческими памятниками и дают нам множество информации о традициях, обычаях, быте алтайских казахов.

Сведения об этногенетической взаимосвязи алтайцев с казахами существуют в народном фольклоре. Взять к примеру легенду о братьях Белеуте и Телеуте, которые очень рано лишились родителей. Они унаследовали только одну кобылу и одно ружье. Когда они делили между собой эти имущества на местности Тайкескен Шунак, Белеуту досталась кобыла, а Телеуту ружье. По этой легенде  Белеут является прородителем казахов, которые занимались разведением скота,  а Телеут является предком алтайцев, которые начали заниматься охотой.  Если верить исследованиям российских ученых, то казахи начали населять Алтай только в XVIII-XIX вв. А до этого между ними не было никакой связи, утверждают они. С.И. Руденко, который участвовал в научной экспедиции по исследованию алтайских казахов в 1927 году, говорил: «Часть найманов населяла эти места с давних времен, а другая часть переехала сюда в XVIII веке, после распада Джунгарского государства». Известный историк М. Муканов, изучая происхождение найманов, приходит к такому заключению: «.... на протяжении нескольких веков найманы были в подчинении сначала у монголов, затем у джунгаров. Если бы они были родственными с монголами, то за это долгое время они бы влились бы с ними в единое целое. Однако они смогли сохранить свой язык, особенности своей культуры».

Исходя из этого, мы не можем отрицать тот факт, что часть казахов, находясь в подчинении у Джунгарского государства, могла населять Алтайские земли. Историк К. Пищулина пришла к заключению, что «в XVIII веке казахи и толенгуты населяли южный Алтай в тесном общении». Во время колониального гнета, проведенной Россией в отношении казахов, сколько наших сородичей уехали на Алтай и в Китай, в ходе всеобщей коллективизации большинство казахских земель были отобраны  и отданы русским крестьянам, а бедным казахам, лишенным земель,  пришлось уехать в чужие края. Если верить статистическим данным, выявленным в результате исследовательских работ  С.И. Руденко, в это время только из Семиречья переселились порядком 3000 семьей. Это означает, что наши соотечественники не только уехали с Родины, но и обосновались в чужих краях.

В последние годы, в рамках программы «Культурное наследие» были привезены около 500 документов из зарубежных архивов, касательно   истории нашей страны. Среди них особую ценность представляют письма Абылай хана и Цянь Луна, написанные друг-другу, имеющие огромную важность.  Многим известна борьба Абылай хана с Китаем в XVIII веке за Алтайские, Тарбагатайские земли.  В своем письме, адресованном императору Цянь Луну, Абылай хан писал, что массовое переселение казахов на восток после распада Джунгарского ханства означало их возвращение на родину. А то, что Цянь Лунь в одном из своих писем написал: «...правда, что вы когда-то лишились этих земель. Однако эти места теперь принадлежат Китаю», можно понимать, как его признание, что казахи населяли эти места издавна. Еще один актуальный вопрос в изучении истории алтайских казахов касается «диаспоры» и «ирредента». В настоящее время наиболее населенная казахами местность Горного Алтая – это район Кошагаш. Здешние казахи делятся на Жазотырских казахов и Шуйских казахов.

Даулет ИЗТЕЛЕУ

Перевод: Г. Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?