Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Оспан батыр, не отдавший и горсти земли врагу

3349
Оспан батыр, не отдавший и горсти земли врагу - e-history.kz
ХХ столетие для казахов был веком, полным лишений и горестей. Мы знаем, что пришлось пережить казахам на родине, но то, что пережили наши сородичи за Алтаем мы узнаем только сейчас. И по ту сторону

от нас, на той стороне Алтая хватало героев боровшихся за родную землю. Одним из них и считается Оспан батыр.

 

Справка:

Оспан батыр Исламулы. Он родился в 1899 году в Коктогайском районе Алтайского округа Китая. Он был вождем национально-освободительного движения за независимость Восточного Туркестана первой половины ХХ века. Оспан батыр был расстрелян китайскими коммунистами 29 апреля 1951 году в г. Урумчи.

Борьба батыра до сих пор вызывает жаркие споры среди ученых-историков. Люди, изучавшие его с разных сторон, говорят о нем как об влиятельнейшем дипломате своего времени.

Писатель Жади Шакенулы исследовавший биографию Оспан батыра, его подвиги и героизм, отмечал: «Оспан батыр – выдающаяся личность, боровшаяся за свободу казахов. В свое время он напрямую или косвенно влиял на жизни народов таких стран, как Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Монголия, Китай. Власть этих стран считались с мнением Оспан батыра. Это говорит не только о том, что он был батыром. То, как он будоражил международное сообщество уже говорит о том, что он был непростой личностью».

 

 

Был ли батыр, проживший жизнь без противоречий? Человек, сквозь призму времени пристально вглядывавшийся в жизнь Оспана, понял бы, что у него была лишь одна цель в жизни – борьба за родную землю. Для него все, кто хоть одним глазом косился на его родную степь были врагами. За священную землю предков он противостоял и китайцам, и монголам и даже Советскому Союзу, а там, где надо было находить и общий язык – договаривался на своих условиях.

 

«Ради казаха готов пойти на сделку с самим дьяволом» (Оспан батыр).

 

Существуют исторические причины тому, почему казахи рассыпались и оказались на чужбине.

 

В конце  ХІХ века Царская Россия и китайская империя Цин разделили между собой казахскую степь, обозначив границы. С того самого времени в истории появились народности «китайских казахов»и «российских казахов». На карте мира эта граница стала называться Шин Жиан (т. е. Синьцзянь) и впоследствии стала претендовать на областной статус. В 40-е годы Синьцзянем единолично управляло правительство Шэн Шицай, которое обозначило политику притеснения казахов.

Именно в эти годы слава и имя Оспан батыра стала распространяться далеко за пределы Китая.

Во времена, когда он начал национально-освободительное движение мир был повергнут в хаос. Когда наступал закат боевым действиям Второй мировой войны, а правительство Гоминьдана противостояло китайским коммунистам, от соседствующей с Китаем Монголии нависала угроза для Советского Союза. Для последних боровшиеся за защиту высокогорного Алтая Оспан батыр и Омар были возможностью противостоять столкновению. Возможно, что и Сталину, и Чойбалсану заманить Оспана на свою сторону не составило особого труда. У Оспана же другого пути не было.

В это время войска Гоминьдана вторглись в Хобдинскую область через Алтайские горы, места, где проживали казахи Китая и Монголии. В это время главные силы Советского Союза были сосредоточены в Германии, а потому Гоминьдан нес большую угрозу для монгольской границы. В этот момент главной целью монгольского правительства было объединие с Оспан батыром и изгнание войск Гоминьдана, что стало бы означать установление мира на своей границе. Для этого тогдашний руководитель Монголии, маршал Чойбалсан стремился заключить соглашение о сотрудничестве с Оспан батыром.

 

 

Оспан батыр вел переписку с Чойбалсаном. Это подтверждают и исторические сведения. В одной из посланий Оспан батыр писал: «Мы сплотим казахов и монголов в борьбе за свободу. В данный момент нам нужно вооружение. Мы надеемся, что вы окажете нам помощь». Войска трех округов, прикрываясь под личиной Восточного Туркестана столкнулись с войсками Оспан батыра, и сумели оттеснить их от Алтая к монгольской горе Байтик.  Это произошло в апреле 1947 года. В смутной битве с монгольскими войсками китайские войска потерпели поражение и отступили. Оставшаяся в истории под названием битва «Битва при Байтике» стала основой становления Монгольской границы.

Оспан батыр, чья судьба одновременно стала объектом многочисленных обсуждений, стал главной целью могущественных республик. Сталин же в своих интересах хотел создать отдельную республику на востоке. Он под предлогом восстания Оспана направил воспитанных советской идеологией граждан, дав им поручение создать Восточно-Туркестанскую республику.

В начале 40-х годов, когда возгоралось пламя войны, а советская власть начала слабеть, Советскому Союзу, и в частности Сталину, нужна была отдельная республика на востоке, отдельное государство, которое могло стать либо приманкой, либо отдельным независимым государством в зависимости от нужд Иосифа Виссарионовича. В это самое время Сталин, поставив во главу угла идею создания Восточно-Туркестанской Республики, разведывал ситуацию вокруг борьбы в Синьцзяне благодаря своим шпионам. В конце концов, он был вынужден искать общий язык с Оспан батыром.

 

Читайте: Аскар Алтай: Отца забрали в разведшколу в 10 лет

 

Советский Союз через монголов передали Оспан батыру вооружение в количестве:

400 винтовок,

20 000 патронов,

30 пулеметов,

45 автоматов,

200 гарнат.

 

Войска Оспан батыра получив оружие, стали расти день за днем, и держали в руках весь Алтайский округ. В некоторых источниках говорится, что войска батыра достигали до 40 тысяч человек.  И Китай, и Монголия были вынуждены как минимум прислушиваться к мнению Оспана.

Оспан батыру поневоле пришлось принимать участие и в событиях мирового уровня. Из истории известно, что к концу войны Америка обладала атомным оружием, и Советский Союз прилагал все усилия для его создания.

Количество урана для создания атомного оружия в Советском Союзе было недостаточно, и Советы начали добывать его в Алтайском округе Китая, попутно налаживая ее логистику. Множество раз видевший как гусеничные машины собирали и вывозили родную землю, Оспан несколько раз атаковал и сжигал караваны машин, увозящих черные камни к границе. Откуда же батыру было знать о чудовище, что в будущем будет грозить всему человечеству? Он лишь не хотел отдавать чужому даже камень с родной земли.

Вставший на путь защиты народа и земли, бившийся с недругами Оспан батыр ставил народ выше всего остального. На пути к цели Оспан батыр был непоколебим, даже смерть близких не смогла его сломить. Даже его дочери Азипа и Пансия, взявшие в руки ружья и  сражавшиеся бок о бок с отцом, были отличными снайперами.

 

 

В первом сражении в 1940 году солдаты Оспана освободили Коктогай от китайских солдат, но спустя некоторое время китайцы смогли снова вернуть Коктогай, и в ауле Оспана устроили кровавую бойню. Восьмерых из одиннадцати детей Оспана они зарубили и бросили в колодец. Жене Оспана Мемей удалось спасти троих детей в реке Черный Иртыш.

Если говорить о потомках Оспана батыра, известно, что он был женат трижды. От старшей жены Нуркизы у него было шестеро сыновей и три дочери. От второй жены Мемей - три дочери, а от третьей жены Баян - сын и дочь. Трое из шестерых сыновей от Нуркизы апа погибли во время национально-освободительного движения Алтайских казахов Китая в 1940 году.  Сыновья Зия, Ойдолла, Кари были убиты в 1943 году в тюрьме. Оставшиеся три сына – Шердиман, Нигыметолла и Наби участвовали во всех сражениях отца.

После победы китайских коммунистов их народная армия направилась в Синьцзян, казахи Алтая были вынуждены откочевать в сторону Гималаев. Когда несметные силы войска народной армии приблизились к казахскому округу аулы сына Зука батыра Султаншарипа и Калибек Хакима перекочевали в другие населенные земли в поисках защиты. К ним не присоедился аул Оспан батыра, встретившись лицом к лицом со смертью. У батыра была последняя возможность откочевать заграницу, тем самым остаться в живых, но батыр выбрал другой путь – он выбрал встретить смерть на земле предков. Аулы откочевали в Турцию. Как только они начали приходить в себя на чужбине, умер Султаншарип тайжи, перед смертью он плакал, говоря как же счастлив Оспан, который пал смертью храбрых на родной земле.

 

 

Когда во Второй мировой войне чаша весов стала склоняться в пользу Сталина, он поменял свое первоначальное мнение - теперь ему не нужна была Восточно-Туркестанская республика. Когда правительство Гоминьданя проиграло народной армии Китая, Сталин вызвал Мао в Москву, и они подписали соглашение. Немногим раньше, имевшие отношение к приглашению Мао в Восточный Туркестан, руководители Восточно-Туркестанской республики генерал Далельхан Сугирбаев, Ыскакбек Момынов погибают в авиакатастрофе.

Будущее Восточно-Туркестанской Республики становится все более призрачным и блеклым. В этой ситуации Оспан стал  другими методами реализовывать свои цели.

19 февраля 1951 года в провинции Хайзы Гансуского края Оспан попал в окружение китайской народной армии, был пленен и доставлен в Урумчи. После пленения красноармейцы привезла его, фотографировали и унижали, заставляя идти будучи привязанным к верблюду.  Увидев это, его дочери, невестки, другие женщины аула стали громко плакать. Тогда Оспан батыр ничего не боясь, без дрожи в голосе сказал: «Ей! Не показывайте свои слезы моему врагу – они меня поймали не потому что в чем-то превосходят, не из-за храбрости, это – воля Аллаха! Нет ничего выше воли Бога. Поэтому, не плачьте, лучше думайте о своем завтрашнем дне». Батыр до последнего вздоха не склонил голову перед врагом, оставаясь верным своей цели.

 

Последние слова Оспан батыра:

«В каком преступлении вы меня признаете – в том я и преступник. Когда я сражался со своими врагами, я не разделял их на китайцев, русских, монголов. Кто посягнет на мои чувства, религию, землю, народ – тот и будет моим врагом. От такой борьбы я никогда не откажусь. Я готов к самому тяжкому наказанию, которое вы приготовили для меня».

 

До обретения независимости об Оспан батыре отсутствовали какие-либо сведения. Однако тюркские и западные ученые давно начали изучать сведения, доступные в архивах. В своей книге «Казахские беженцы», увидевшей свет в 1956 году, Годфри Лайес пишет: «Живи Оспан-батыр пять-шесть веков тому назад, он был бы таким же известным полководцем, как Монке, Чингисхан, Тамерлан». В народе про Оспан батыра сложено множество легенд. Маршал Чойбалсан тщательно готовился к встрече с батыром, готовил специальную речь. Один из офицеров в своей статье вспоминал так: «Даже тогда, когда стояли дружеские дни, он спал с пистолетом под подушкой а другую держал под боком. Он даже нам не доверял». Это показывает, что он был очень чуток.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?