Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Дню памяти жертв политических репрессий посвящается

1505
Дню памяти жертв политических репрессий посвящается - e-history.kz
31 мая 2016 г. состоялась церемония возложения цветов к Стене памяти

Мероприятие было проведено с участием руководителей акимата и маслихата г.Астаны, акимата Акмолинской области, потомков репрессированных и депортированных. Мероприятие началось с выступления Госсекретаря РК Гульшары Абдыкаликовой. 

173287971c9c09b3628f2b925ac2e3be.jpg

 

- Уважаемые участники митинга! Как известно, в годы Сталинских репрессий в Казахстане были созданы 11 спецлагерей: Карлаг, Степлаг, АЛЖИР и другие. В них содержалось почти 2 миллиона человек, практически каждый пятый был спецпоселенцем. Республика напоминала гигантский ГУЛАГ СССР. Были депортированы целые народы: 800 тысяч немцев, 550 тысяч представителей народов Кавказа, 18,5 тысяч корейцев с Дальнего Востока. Всего в Казахстан с начала XX века приехало более 5 миллионов человек, а казахов тогда было всего 6 миллионов. С 1921 по 1954 годы было осуждено более 3 миллионов человек, расстреляно свыше 640 тысяч человек, по политическим мотивам осуждено более 103 человек, 25 тысяч приговорены к высшей мере наказания, в том числе почти все руководство республики — 650 человек. Расстрелян весь свет казахской интеллигенции: Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беймбет Майлин, руководители совнаркома, секретари Обкомов партии, представители Облисполкомов и многие другие. 

 

- На XII сессии Ассамблеи Народа Казахстана Глава Государства сказал, «Мы выстояли, помогли всем невинным жертвам сталинизма, добились своей независимости мирным путем, объединив вокруг себя все этносы и конфессии». Сегодня мы собрались в поселке Акмол — бывшей 26-й точке, где с 1937 г. по 1953 г. находился 17-й исправительно-трудовой лагерь Р-17 или Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Здесь когда-то содержались известные узницы и жены видных деятелей казахского народа Турара Рыскулова, Ныгмета Нурмакова, Санжара Асфендиярова, сестра Маршалла Михаила Тухачевского, жена и дочь Авеля Енукидзе и многие другие. 

 

- Наш священный долг — почтить память жертв политических репрессий, отдать дань уважения кто в самые тяжкие годы не смирился с террором и злом. Казахский народ когда-то сам стоявший перед угрозой полного исчезновения сделали неимоверное во имя спасения жизни других народов. 

Сегодня, благодаря согласию, единству и созиданию, которые являются незыблемой основой нашего общенационального единства мы поступательно развиваемся и движемся вперед. 

 

Далее выступили с речью и прочитали суру, молитву имам мечети «Нур Астана» Адильхан Серикбай и глава Православной церкви Казахстана Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. 

В ходе мероприятия была продемонстрирована видеопанорамная выставка «Знаменитые имена АЛЖИРа». Основу выставки составят фотографии и краткие справки на бывших узниц Акмолинского лагеря, чьи имена широко известны. Среди них — Гульжамал Майлина, Азиза Рыскулова, Дамеш Жургенева, Лидия Русланова, Рахиль Плисецкая и другие. А также в выставочном зале была организована передвижная выставка «Уникальные экспонаты музея «АЛЖИР», представленная материалами, собранными в ходе командировок в города Атырау, Актобе, Екатеринбург и др. Среди них фотографии, архивные документы, личные вещи репрессированных в 1930-х гг. 

 

ba7e8e1a40d990516d3c1f90317ff7e7.jpg

 

Гостям были проведены экскурсии по залам музея «Алаш», «АЛЖИР», показан документальный фильм «Лютый холод АЛЖИРа» и клип «1937 год. Рано увядшие цветы». 

 

0f0f7a5f4e122be32f4e4ddecf210b31.jpg

fc702174ea428663ca7033e7096a5582.jpg

 

В этот день 9 лет назад на территории бывшего Акмолинского лагеря жен «изменников Родины» в поселке Акмол по инициативе и с участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева был торжественно открыт Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма АЛЖИР. 

Фото: Малика Мурсалимова

 

 

 

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?