Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Вечер памяти

1877
Вечер памяти - e-history.kz
В Астане прошел литературно-музыкальный вечер посвященный деятелям «Алаш», которые внесли множество музыкальных произведений в казну культурных ценностей казахского народа

Они преумножили наше духовное богатство, проложили путь к познанию истории нашей родной земли, зажгли искру идеи нации. Ради этой идеи демократии, государственности, идеи Алаш они пожертвовали собой. Они – это Ахмет, Миржакып, Магжан, Сакен, Алихан.

 «Если исчезнут  песни и кюи казаха – будут потеряны его литература, его красота. Лишившись духовной красоты, казах лишится души» – так говорил Султанмахмут Торайгыров.

19 октября Государственной академической филармонией акимата города Астаны был организован литературно-музыкальный вечер, посвященный 150-летию Алихана Букейхана – руководителя Алаш, основателя казахской науки, образования и политической школы.

Без десяти семь. Представилась возможность немного отдохнуть посредине рабочей недели. Собравшиеся зрители смотрят то на еще не раскрывшийся занавес, то по сторонам. Казахи любят когда их много. А еще они любят опаздывать, поэтому те кто в ожидании прислушивается  к звукам оркестра, настраивающего инструменты, удивленно озирались по сторонам. Ценители национальной культуры сидели то там, то тут, словно пытаясь заполнить пустой зал: девушки в красивых голубых костюмах в национальном стиле, просили усаживаться строго по обозначенным в билетах местам.

Казах зная, что за спиной есть люди, не важно, родные ли это, знакомые, на подсознательном уровне чувствует поддержку, без этого вперед и шагу нельзя сделать.

Занавес раскрылся. Словно прикрывая стыд перед многочисленным оркестром, зрители пытались апплодировать громче.

11d296b4cebf12a1ab0bf92a91a09bc8.jpg

Слова приветствия были предоставлены проректору по культурно-социальному развитию ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, доктору филологических наук, профессору Дихану Камзабекулы: «За вашим присутствием сегодня в этом зале, за вашими искренними порывами поддержать проведение столь важного мероприятия стоят ваши дети, внуки, друзья, соседи. На самом деле Вас много. Как и дел, которые совершаются в честь 150-летия Лидера Алаш – Алихана. Готовятся к выпуску пятнадцать томов трудов Алихана. Опубликованы уже два тома. Проведены научные конференции: в Алматы, Астане, на его родине Актогае. По решению ономастической комиссии улица Енбекшілдер, что лежит параллельно улице Орынбор, переименована на имя Букейханулы... Проделано немало. Придет время, когда при одном упоминании Алихана, будет собираться столько народу, сколько не сможет вместить даже самый большой зал Астаны. А сегодня мы собрались, чтобы почтить память деятелей Алаш. Пусть дух таких предков как Алихан всегда будет поддерживать вас!».

  И полилась рекою музыка. Заговорили главные действующие лица вечера – национальные инструменты. Оркестром управлял дирижер, деятель культуры Нурлан Бекенов. Художественный руководитель и главный дирижер казахского оркестра заслуженный деятель РК, профессор – Айткали Жаимов.

Гостеприимно встретил и проводил нас в особенный мир фольклора произведение-первооткрыватель вечера «Алаш арыстарына тағзым» (Поклон деятелям Алаш) Каиржана Маханова. Далее звучали кюи и песни, написанные непосредственно предводителями Алаш или записанные ими у народа.

«Пока мы живы, будем служить своему народу». Они служили не только науке и литературе, они внесли множество музыкальных произведений в казну  культурных ценностей казахского народа.

В 1923 году Затаевич на 50 летнем юбилее Ахмета Байтурсынова сыграл на фортепиано народные произведения, которые Ахмет когда-то сам записал и исполнил на домбре. На один из них, кюй «Әйда, былпылым» был поставлен танец в исполнении Айгерим Куньшиной.

a528f6cfb2c8aaedefcc4118883e3ba7.jpg

Кюй  Миржакыпа Дулатова «Әуез» был впервые издан в 2014 году в книге «Созвездие казахов Турции». Вниманию публики оркестр представил его в первый раз.

Песню на слова Байтурсынова и Дулатова «Алаша үні» исполнил Тельман Нуртай.

Азаматы алаштың, аттанатын күн туды,

Тұлпар мініп, ту ұстап аттанатын күн туды...

...Ел бастайтын қайдасың көсемдерім,

Сөз бастайтын қайдасың, шешендерім!

Оркестр также впервые исполнил кюй «Дарабоз». Искренними овациями слушатели выражали гордость за свое присутствие на таком историческом моменте.

Минорное настроение кюя Сейтека «Заман ай» продолжил нежный танец «Акку кыздар» ансамбля «Шалкыма», поставленный под мелодию Магжана Жумабаева «Дайдидау». Художественный руководитель танцевального коллектива Абдирасул Есекеев.

7de1c0549e026845daaa7bf4e56c5dac.jpg

Прозвучали также произведения: песня «Аккум» Ахмета Байтурсынова в исполнении Перизат Тураровой, песня Магжана Жумабаева «Сагыныш» (ностальгия) в исполнении Данияра Мукана, песня Капеза Байгабылулы «Прощание с сункаром», которое исполнила Айгерим Нартоеева, песня Шакарима «Бұл ән – бұрынғы әннен өзгерек» в исполнении Кунсулу Турлыбековой.

«Тридцать седьмой год...» Эти слова были четко и ясно произнесены поставленным голосом ведущего. Казалось бы, просто цифры. Упоминание об этой дате вселяет тревогу, камнем утяжеляет сердце, выявляет необъяснимое чувство потери, глубокую скорбь. Наверно осознание трагедии того времени перешло к нам через кровь, через гены.

Кюй Айтбая Мусаханова «тридцать седьмой год» исполнялся впервые. ... Ударные инструменты предупреждали раскатами грома о надвигающемся ливне. Поток неуслышанных слов оправданий и доказательств невиновности.Сквозь звуки дождя был слышен тихий плач матерей, жен... Перед глазами предстают картины из прошлого. Беспокойное, требующее справедливости сочетание нот, просящая, громкая мольба народа и глухой отклик. Раскаты репрессий, а затем... Затишье. Не упадок, а  осмысление...

47dffb485e86b2708b1c8d7dbee10497.jpg

1916 год. За одну ночь были перерезаны 80 воинов казахов. Их бессмертным душам посвятил свое произведение Сейтек. Кюй «Сексен ер» (Восемьдесят воинов). Вышел музыкант. Словно нарочно не заостряя внимание на исполнителе, его не представили. С нами заговорила домбра.Словно на крыльях прилетела она и раскачиваясь в воздухе запела свою песню. Она говорила с нами, рассказывала о том, что слышала в полете от гор и дорог, от рек и озер, от земли родной, о той великой трагедии. Словно две линии губ говорящего, разомкнулись и умолкли струны. Исполнитель поднял глаза. Показалось, что слушатели только в этот момент заметили его присутствие. Кюйши Жексенбек Нуржауов.

2f5627089e32800c1505add5a94b8b77.jpg

Хорошо, что мероприятие прошло именно так, без яркого шоу, без громкой рекламы. Маленький круг зрителей. Количество оркестрантов совпадало с количеством слушателей в зале. Словно каждый музыкант обращался непосредственно к одному человеку. Апплодисменты жидкие? Не в этом случае. Они были адресными. Браво тебе домбрист, тебе кобызистка, тебе, что на аккуратной приме извлекаешь высокие, как сама идея Алаша, звуки. Тебе домбра с мягкой, как характер казаха мелодией. Тебе Оркестр...

Меруерт Ералы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)


Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?