Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Дина Мухамедхан: Казахская народная песня - кладезь многовековой мудрости наших предков

1673
Как показывает история, чаще всего в согласии с собой и с другими живут народы, которые научились уважать свое прошлое, свою историю и культуру.

Казахская народная песня - кладезь многовековой мудрости наших предков. В  этом убеждена директор общественного фонда «Центр образования и культуры им. Каюма Мухамедханова», международный эксперт, профессор, доктор PhD Дина Мухамедхан.

Как сообщалось, в Алматы на днях прошел концерт казахской народной песни. Как отмечали присутствующие, он стал праздником торжества души, разума и народного духаБесплатный концерт для молодежи «Дала дауылпаздары» (Голоса степей), где звучали мудрое слово и искренность чувств великих предков казахов - Абая, Асета, Балуан Шолака и Естая, талантливейших поэтов-композиторов, певцов и музыкантов - и был организован фондом, который возглавляет Д.Мухамедхан. Она подчеркнула, что акцию поддержало управления внутренней политики акимата Алматы.

«Увы, сегодня наша молодежь больше и лучше знает современную российскую и западную эстраду, нежели певческую культуру своей страны. Воспитание духовно-нравственных ценностей, чистоты души и помыслов, воспетых в творчестве казахских поэтов-композиторов - главная цель нашей акции. Именно эти ценности сохраняют народы и закладывают основы для любого развития», - считает глава фонда.

 По ее словам, этот вопрос приобрел особую значимость сегодня, когда моральная деградация общества приобрела массовый характер, где коммерческий интерес затмил человеческую суть и чувства, отличающие человека от всего остального мира. Это - умение любить человека и уважать его достоинство, оставаться разумным в любом общении.

 Особое внимание мы уделили песням о чистой, как родник, и хрупкой, как тончайший хрусталь, любви, которую Абай, Асет, Балуан Шолак и Естай смогли сохранить и пронести через всю свою жизнь. Они написали об этом мелодичные песни, которые стали душой народа: «Козимнин карасы», «Айтым салем, Каламкас», «Инжу-маржан», «Галия», «Корлан», «Кусни-Корлан». Они были исполнены сильными, чистыми голосами молодых певцов под домбру и аккордеон. Красивые песни звучали в исполнении заслуженных деятелей культуры и лауреатов многих республиканских и международных конкурсов Саята Нургазина, Еркина Шукиманова, Ардак Исатаевой, Нуржан Жампейисова и других. Зал был заполнен: студенты вузов и учащиеся колледжей, школьники, пенсионеры и ветераны войны и труда с огромным интересом слушали, сопереживали, пели вместе с артистами», - рассказала Д.Мухамедхан.

Ранее фонд провел опрос, который выявил, что большинство молодежи плохо знает жизнь великих казахских поэтов и композиторов, путается в названиях и содержании их произведений. «Так, определенной частью молодежи (80%) остается неусвоенным большой пласт культуры. И семья, и учреждения образования, и общество в целом ответственно за это. Духовная скудость и пустота дают о себе знать, когда вступают в силу такие опасные явления в жизни общества, как маргинальность, оторванность от своих корней и культуры народа. Это порождает безответственное отношение к земле и народу, культуре и духовным ценностям, результаты этого уже очевидны, считает эксперт.

 По ее словам, люди старшего поколения очень хорошо знают не только сами казахские песни, но и историю их создания. Во многом - благодаря таким известным ученым, как Каюм Мухамедханов. Именно ему народный поэт и композитор Естай еще в 1939 году рассказал историю песни «Корлан». Позднее К.Мухамедханов написал статью «Две незабываемые встречи» (к 100-летию со дня рождения Естая Беркимбаева), вышедшую в газете «Семей таны» 25 февраля 1970 года». Дочь ученого - Дина Мухамедхан - перевела эту публикацию на русский язык. Здесь приводится отрывок.

 «21 июня 1939 года начался Второй съезд писателей Казахстана в Алма-Ате. Сюда приехал Джамбул со своими учениками, с которым я ранее имел честь встречаться. Участниками съезда были Мухтар Ауэзов, Иван Шухов, Леонид Соболев, с Украины приехали Десняк, Мосенко, из Башкирии - Ю. Гореер, а также татарский писатель А.Шамов, киргизский писатель М.Елебеков и другие известные писатели и деятели культуры.

 Съезд продолжался неделю. Я был в составе делегации от Семипалатинска. Поэт Естай - в делегации из Павлодара. Помню его облик: умные, задумчивые глаза, густые ресницы и брови, широкий лоб, усы и торчащую бородку. Подойти к нему было невозможно: его всегда окружали люди. Все жаждали общения с ним. Вместе со всеми я слушал его песни, которые он исполнял под домбру.

 Мы возвращались домой в одном поезде. Всю дорогу в наш вагон шли люди - поздороваться с ним, послушать его песни. Ему тогда было 70 лет, но душа его была молода. Дорога проходила через Семипалатинск. И я осмелился пригласить Естая погостить у меня дома. Он согласился. В Семипалатинске я не докучал ему. Он просто отдыхал у нас дома. Часто брал в руки домбру и тихонько с душой напевал о чем-то. Естай был человеком красивой души. И когда он просто говорил, казалось, что лилась мелодичная песня. Его стих был точен и правдив.

 Как-то в разговоре Естай заметил, что он открыт не со всеми, а только с искренними людьми. В одной из бесед я спросил, какая была самая первая песня, которую он написал. Естай сразу изменился в лице. Мне показалось, что он даже нахмурился. Но спустя какое-то время начал свой рассказ.

 ...Это была песня «Хорлан» (в современном варианте «Корлан»). Я сочинил ее в возрасте 20 лет. Это была любовная драма. Хорлан была дочерью богатого человека из волости Сункар, из рода кыпчак-урук. Я увидел Хорлан вместе с ее сестрой на одной из свадеб, где я пел. Мне она сразу понравилась, и я ей приглянулся. Мы познакомились, полюбили друг друга и решили не расставаться. Через год я решился выкрасть ее, для меня не было другого пути. Но мне это не удалось. Ее отец - султан, узнав о моем плане, быстро сосватал ее за другого ...

И Естай запел песню о своей любимой девушке. А мне показалось, что он смахнул слезу... Спустя шесть лет после замужества Хорлан, Естай разыскал ее, чтобы увидеть и приветствовать свою любимую. Уже будучи старцем, в 1931 году, вновь поехал повидать ее. Естай посвятил Хорлан еще одну песню.

 Песня «Хорлан» навсегда вошла в историю классики казахской песни. Ахмет Жубанов отмечал сердечность произведений Естая. Среди его песен также известны «Гульдарай», «Рождение дня», «Майский колокольчик». Он сам исполнял свои песни».

 В тот приезд Естай пробыл в доме К.Мухамедханова две недели. Вторая встреча состоялась в 1945 году в ходе празднования 100-летия Абая. К.Мухамедханов был тогда ответственным секретарем комиссии по проведению юбилея Абая и пригласил Естая как почетного гостя. Он приехал и спел песню-посвящение Абаю на этих торжествах. Тогда же Естай подарил К.Мухамедханову свою прощальную песню. Эту песню с фотографией певца, воспоминаниями о нем и его биографией ученый передал Ахмету Жубанову. Он в то время готовил к изданию книгу «Заманы булбулдары» (Соловьи столетия), в которую включил и Естая.

«Только духовно-нравственные ценности сохраняют народ: они создают основу для устойчивого развития. Поэтому наш центр уделяет особое внимание воспитанию молодежи, разрабатывает новые модели, эффективно используя содержание и средства образования и культуры. При этом мы рассматриваем такие большие массовые мероприятия, как концерт, лишь началом для укрепления духа и воспитания души: затем непременно должна следовать вдумчивая и большая работа. И она не терпит спешки и суеты, ведь воспитание духовных, культурных ценностей - это благородная работа души, ума и сердца, и мы призваны отдавать ей наши знания и силы», - заявила Дина Мухамедхан.

Как показывает история, чаще всего в согласии с собой и с другими живут народы, которые научились уважать свое прошлое, свою историю и культуру. «Наша задача - привить это нашей молодежи. Фраза «Как ты относишься к себе, так к тебе будут относиться другие» - придумана далеко не сегодня», - напомнила Д.Мухамедхан.

Источник: inform.kz
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?