Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Конституция Республики Казахстан 1993 года

1934
Конституция Республики Казахстан 1993 года  - e-history.kz

Первая Конституция Республики Казахстан была принята 28 января 1993 года, она состояла из 4 разделов, 21 главы. Казахстан провозглашался не­отъемлемой частью мирового сообщества, подтверждалась приверженность республики международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства. Конституция провозглашала межнациональное со­гласие в стране при главенстве казахской нации, обеспечивала равные права и свободы всем гражданам, закрепляла права и в равной степени обязанности человека. По Конституции, государственным языком в республике являлся казахский язык, а русский язык получил статус языка межнационального общения. Запрещались ограничения прав и свобод граждан по признаку не­знания государственного языка или языка межнационального общения.

В Конституции 1993 года не была четко определена форма правления. Казахстан провозглашался республикой, но не уточнялось какой именно. В это время страна одновременно имела признаки как президентской, так и парламентской республики.

Конституция 1993 года не давала определения таких понятий, как «об­щественное согласие» и «политическая стабильность», «экономическое раз­витие на благо народа», «казахстанский патриотизм», «голосование на рес­публиканском референдуме». Без их ясного использования политика госу­дарства не имела четкой определенности. По настоянию Главы государства эти понятия были введены в действующую Конституцию (1995).

Таким образом, казахстанская модель политической системы в своем развитии прошла в первой половине 1990-х годов три этапа. На первом этапе (март 1990 года - ноябрь 1991 года) идет становление парламентской рес­публики. На втором этапе (с декабря 1991 года по январь 1993 года) форми­руется полупрезидентская республика. На третьем этапе (с января 1993 года по март 1995 года) проявляются черты как парламентской, так и президент­ской (особенно с декабря 1993 года) республики.

Укрепление государственного суверенитета и института президент­ства. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

30 августа 1995 года во всенародном референдуме приняли участие 212 773 граждан, или 81,14% электората. Только 9,9% участников референдума высказались отрицательно. В итоге за новую Конституцию Республики проголосовало 89% участников референдума. По Конституции Республика Казахстан является демократическим, светским, унитарным, социально-правовым государством. По существу, Казахстан стал государством с президентской формой правления.  

Конституция установила демократические принципы разделения власти в республике на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодействуют на принципах сдерживания и равновесия. Принципиальным было положение, что институт президентства отныне стал оли­цетворением единства государства и народа Казахстана, а по Конституции 1993 года он находился в рамках исполнительной власти.

Казахстанский парламентаризм. Впервые в Конституцию было введено понятие «Парламент» как демократический институт, апробированный во многих странах и доказавший свою эффективность. Новая Конституция определила полномочия во взаимоотношениях Президент - Парламент и Президент - Правительство. Парламент был признан высшим полномочным органом, осуществляющим законодательную деятельность Республики Казахстан.  

По Конституции 1995 года Парламент состоит из двух постоянно действующих палат: Сената и Мажилиса. Полномочия Сената - 6 лет, Мажилиса - 5 лет. Верхняя палата Парламента - Сенат - предназначена для выполнения функций надзора, регионального представительства, является связующим звеном между Главой государства и нижней палатой - Мажили- сом, которая, в свою очередь, как основная представительная палата, особое внимание уделяет требованиям народа. В Сенат избираются по два пред­ставителя от каждой области, городов, имеющих республиканское значение, столицы Республики Казахстан. 7 депутатов Сената назначает Президент, учитывая национально-культурные интересы общества. Мажилис состоит из 67 депутатов, прямо избираемых (по законодательству 1995 года) в одно­мандатных округах.

Таким образом, в середине 1990-х годов впервые в истории Казахстана начал формироваться профессиональный Парламент, 2 ноября 1995 года был принят Конституционный закон о республиканском референдуме. 

Новый этап казахстанского парламентаризма начался с формирования двухпалатного Парламента в 1995 году. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента первого созыва состоялись 9 декабря 1995 года.

В Сенат было избрано 40 депутатов - по два человека от 19 областей и столицы Республики Казахстан. Семь депутатов Сената были назначены Президентом Республики Казахстан. 30 января 1996 года на первом заседании Сената Парламента Республики Казахстан первого созыва по представлению Президента Республики Казахстан Председателем Сената был избран Омирбек Байгелди. В Мажилис Парламента Республики Казахстан было избрано 67 депутатов. Так, Парламент, избранный в 1995 году, принял около 500 законов.

В развитии парламентаризма и усовершенствовании законодательных и контрольных функций Парламента огромное значение имеют изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1998, 1999 годах.

Избирательная система и формирование партийной системы. Основой законодательства о выборах в Казахстане стал Указ Президента Республики Казахстан от 28 сентября 1998 года «О выборах в Республике Казахстан», имеющий конституционную силу. Исключение специальной статьи «О влиянии партий на формирование и проявление политической свободы граждан» из Конституции 1995 года оказало значительное влияние на развитие партийной системы страны. Обновление, усовершенствование юридической основы формирования многопартийной системы нашло отражение в законах «Об общественных организациях» и «О политических партиях», принятых в 1996 году и обеспечивших право свободного объединения граждан Казахстана. Данные законы были приняты в целях формирования партий парламентского типа. Однако после выборов в Мажилис Парламента в 1995 году наблюдался кризис в развитии партий. Главная его причина состояла в том, что деятельность партий была ограничена преимущественно избирательными кампаниями.

  10 января 1999 года состоялись общенациональные президентские вы­боры. Впервые в истории независимого Казахстана Президент был избран на альтернативной основе. По результатам выборов, Н.А. Назарбаев набрал 79,78% голосов избирателей, а представитель оппозиции (Коммунистическая партия) С.А. Абдильдин- 11,7% голосов. Президентские выборы 1999 года были досрочными, что в транзитных условиях имело прецеденты в мировой политике. 20 января 1999 года состоялась Инаугурация Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

В том же 1999 году 10 октября по новой, смешанной избирательной сис­теме прошли выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан. В вы­борной гонке участвовало 10 партий. По результатам выборов, 67 депутатов были избраны по одномандатным округам, а 10 - по партийному списку из общенационального округа. Победили партии: «Отан», «Гражданская», «Аг­рарная» и Коммунистическая.  

Президентские выборы 2005 года. Президентские выборы 4 декабря 2005 года стали важнейшим событием политической жизни Казахстана. Из более чем 8,8 млн избирателей, включенных в списки, в голосовании приняли участие около 6,8 млн человек. Из них за действующего президента страны Н.А. Назарбаева отдали голоса 6,1 млн избирателей.

11 января 2006 года в Астане, в новом президентском дворце «Акорда», прошла церемония инаугурации - официального вступления в должность Президента Казахстана Н.А. Назарбаева. В церемонии приняли участие де­легации из более чем 70 стран мира.

Конституционная реформа 2007 года. Эволюция многопартийности и парламентаризма в 2000-х годах. 21 мая 2007 года обе палаты Парламента проголосовали в поддержку инициативы Президента Н.А. Назарбаева о внесении изменений в Конституцию.

Парламенту была передана значительная часть президентских полномочий. В частности, Парламент стал обладать полномочиями по формированию и контролю деятельности Правительства, двух третей Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии и Статистического комитета. Для повышения эффективности и качества деятельности правительства была рассмотрена его ответственность перед главой государства и парламентом. В рамках реформации исполнительной власти было решено усилить роль институтов местного управления и выборов акимов.

В сумме все эти меры означали переход от президентской к президент­ско-парламентской республике. 15 июля 2002 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О политических партиях».

В Казахстане действуют 10 официально зарегистрированных полити­ческих партий: Народно-демократическая партия «Нур Отан», Партия «Руханият», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Казахстанская со­циал-демократическая партия «Ауыл», Демократическая партия «Эдшет», Коммунистическая народная партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия, Демократическая партия Казахстана «Азат» (13 ок­тября 2009 года Общенациональная социал-демократическая партия и Де­мократическая партия Казахстана «Азат» заявили об объединении в Объ­единенную социал-демократическую партию «Азат»),

Реальная активность политических партий различна. Не все зарегист­рированные партии осуществляют постоянную деятельность в политической сфере. Наибольшую активность проявляет Народно-демократическая партия «Нур Отан».

В декабре 2010 года казахстанская общественность выступила с предложением продлить полномочия Первого Президента, Елбасы, Лидера Нации до 2020 года. 23 декабря 2010 года в Усть-Каменогорске было организовано собрание с целью создания инициативной группы, которая предложила всем казахстанцам продлить полномочия Первого Президента страны Н.А. Назарбаева до 6 декабря 2020 года.

Инициатива проведения референдума по продлению полномочий Назарбаева была поддержана Народно-демократической партией «Нур Отан», депутатами парламента Казахстана, рядом НПО и другими организациями.

11 января 2011 года инициативная группа завершила сбор подписей. По данным Итогового протокола ЦИК РК о результатах проверки достоверности подписей граждан страны, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, было собрано более 5 миллионов 16 тысяч подписей, или 55,2% от общего числа граждан страны, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.

6 января Сенат Парламента Казахстана на пленарном заседании поддержал обращение депутатов к Главе государства Н.А. Назарбаеву о назначении им проведения республиканского референдума по продлению его президентских полномочий до конца 2020 года.

Но Н.А. Назарбаев подписал Указ «Об отклонении предложения Парламента Республики Казахстан о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Ряд депутатов высказали мнение о необходимости преодоления президентского вето на проведение референдума. 14 января Парламент Казахстана единогласно (106 депутатов Мажилиса и 44 депутатов Сената) принял поправки в Конституцию страны, которые предусматривали продление полномочий Н.А. Назарбаева путем референдума до 2020 года, однако президент не подписал закон о принятии данных поправок и 17 января направил их на рассмотрение в Конституционный Совет Казахстана.

31 января Конституционный Совет Казахстана признал закон о замене выборов на референдум неконституционным. В этот же день, выступая с обращением к народу страны, Президент согласился с решением Конституционного Совета и предложил провести досрочные президентские выборы.

3 апреля 2011 года состоялись Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан.5 апреля 2011 года ЦИК РК объявила окончательные итоги выборов, согласно которым действующий президент Нурсултан Назарбаев набрал 95,55% голосов избирателей, Гани Касымов - 1,94% избирателей, Жамбыл Ахметбеков - 1,36%, Мэлс Елеусизов - 1,15%.

8 апреля 2011 года состоялась Инаугурация Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

16 ноября 2011 года Президент Казахстана  подписал Указ «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан», согласно которому нижняя Палата Парламента была распущена и были назначены внеочередные выборы депутатов.

Внеочередные выборы в Мажилис состоялись в Казахстане 15 января 2012 года при явке избирателей более 75%. По окончательным данным ЦИК Избиркома, в Парламент прошли три партии: «Нур Отан», набравшая 80,99% голосов избирателей, «Ак жол» – с 7,47%, КНПК – с 7,19% голосов. Таким образом, партии «Нур Отан» было отдано 83 мандата, партии «Ак Жол» – 8, КНПК – 7.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Источники: 

Аяган Б.Г., Абжанов Х.М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010.

Аяган Б., Ауанасова А., Сулейменов А. Новейшая история Казахстана: устойчивый Казахстан. III том: Научно-популярное издание. Серия «Летопись независимости». – Алматы: Литера-М, 2011.

Аяган Б., Ауанасова А. Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства (исторический аспект). – Алматы: 2012.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?