В первой декаде ноября в Государственном Академическом русском театре им.М.Горького состоялась премьера спектакля «Аманат» по мотивам казахского героического эпоса «Алпамыс».
В постановке задействовано 18 актеров – почти весь состав театра. Опытные мастера сцены создали атмосферу героического эпоса, который передавался из поколения в поколение.
Роль главного героя Алпамыса была сыграна Максимом Ященко, его возлюбленной Гульбаршин - Натальей Маштаковой. Игра является особенной для актеров театра в том числе ввиду особого значения спектакля.
Эпос посвящен 25-летию Независимости Республики Казахстан и поставлен впервые на сцене Казахстана в казахской его интерпретации.
Ранее, на юге Казахстана эпос был поставлен в узбекской аранжировке.
Спектакль был назван «Аманат» потому что легенда об Алпамысе – это завещание предков нам, освещение героического начала, патриотизма, духа народа.
Эпос о батыре Алпамысе отметил свое 1000-летие, но казахский народ до сих пор хранит в сердце поэзию его подвигов.
Легенда об Алпамысе – общее достояние культурного наследия всех тюркоязычных народов. Личность Алпамыса – воина и борца за справедливость отражает дух независимого Казахстана.
Биографическая справка
Бекпулат Парманов – главный режиссер Государственного Академического русского театра драмы им.М.горького.
Окончил Ленинградский государственный институт театра. Музыки и кинематографии в г.Санкт-Петербург.
С 1992 года осуществил более 50 постановок спектаклей по произведениям мировой, современной, национальной и детской литературы в театрах стран СНГ.
За время работы им было поставлено множество замечательных спектаклей самого разнообразного жанра. Это и музыкально-поэтические композиции в рамках Госпрограммы против наркотиков «Это мой выбор!», «Крик», «Пропасть», романтический фарс «America for Russia подарила пароход» Н.Коляды, ироническая драма «Валентинов день» Ивана Вырыпаева, мелодрамы «Дикарь, Третье слово» А.Касона и «Смешанные чувства» Р.Баэра, комедия «Примадонны» К.Людвига и мн.др.
Бекпулат Парманов имеет звание Заслуженного артиста Республики Казахстан, является обладателем «Гран-при» 6-ти международных театральных фестивалей мира, является лауреатом Премии Союза Молодежи Казахстана.
Б.Парманов – бессменный член Союза театральных деятелей РК, член Художественного совета театра и профессор Ташкентского Театрального института.
В 2011 году Б.Парманов был отмечен Управлением культуры г.Астаны в номинации «Лучший работник художественно-руководящего состава». В 2012 году режиссеру был вручен Грант Акима города Астаны И.Н.Тасмагамбетова. В 2016 году на церемонии закрытия 115-го театрального сезона был отмечен медалью «Бірлік» Ассамблеи народа Казахстана.
Интервью
Бекпулат Парманов, главный режиссер:
Сегодня первая премьера спектакля «Алпамыс», естественно волнительный день. Над этим материалом мы работали около года, потому что как таковой специальной пьесы не было, это пятая версия нашей инсценировки. Актеры, конечно волнуются, переживают, потому что эпический материал очень сложен. Чем сложен? Тем, что есть опера «Алпамыс», существуют многие версии кочевых народов про Алпамыс. Например, я очень хорошо знаю узбекскую версию, перепитии казахской версии отличаются, хотя герои одни и те же. Если вы помните наш эпос, мы в этом жанре отошли от эпического и сделали его более мифическим, напободие легенды-сказания. Не только актеры, но и декорации будут в качестве действущего лица, есть символы, которые могут о чем-то говорить, например, есть на сцене арба, которая все время вертится, потому что это движение, жизнь. Когда араба переворачивается, жизни нет.
Поэтому Алпамыс сам по воле своего духа, правильному воспитанию, которое он получил от своего народа, идет защищать и борется за справедливость. Мы прежде всего хотели вернуть дух народа, без правильного направления созидательной силы народ не может быть сильным. В этом ключе мы и работали.
В конце спектакля зритель увидет как сказитель производит ритуал омовения с водой, потому что к концу спектакля появляется родник, вода, источник, жизнь, процветания народа.
На самом деле, более 10 лет, в Южном Казахстане, в городе Жетисай ставили пьесу «Алпамыс», но они ставили узбекскую версию. А вот казахская версия ставится впервые и на русской сцене.
Максим Ященко, актер:
Сегодня состоялась премьера спектакля «Аманат», в котором я сыграл главную роль Алпамыса. Это народный эпос, он здесь такой герой добродетель, обладающий некими способностями от природы, неземной силы. Да, он не тонет в воде, не горит в огне, не берет его сабля, стрела и свои сверхспособности он использует для того, чтобы помогать людям, то есть во благо людей. Это то самое добро с кулаками. В этом спектакле это ярко показано: он защищает свой род, свою семью, свою возлюбленную, помогает другим людям, создает мир на земле.
- Как проходила подготовка к спектаклю?
- Так как это исторический герой, его играть достаточно нелегко. Нужно покопаться в истории, чтобы собрать как можно больше информации и показать этого героя зрителю, чтобы это было достоверно и зрителей не обмануть. Зритель тоже знает историю и тоже может сравнить какие-то данные с тем, что происходит на сцене. Готовились по-разному, в основном искали какую-то информацию в истории, чтобы наиболее точно вжиться в образ. Читал на русском языке, конечно. Было очень много интересной подготовки, в процессе репетиции очень много, кардинально спектакль менялся, поэтому это было сложно и очень интересно. В общем, с самого начала около двух месяцев ушло на репетиции этого спектакля, но завершающие шаги в конце конечно случились.
- Можно ли сказать, что спектакль поставлен впервые на казахстанской сцене?
- Это подача именно наша казахстанская, то есть это не «Алпамыш», как вот есть в Узбекистане, а сделана на наш лад как «Алпамыс». Собственно, каждый народ преписывает его к себе, но мы показали его с казахской стороны.
- Какие впечатления от игры на сцене?
Впечатления... Но какие же могут быть впечатления от творца доброты? Самые приятные. Наверное, кажется, что это легкая роль играть положительногго героя. Но на самом деле, это очень сложно. Злодея как-то играть всегда интереснее. А главного героя играть сложнее.
- Чувстуется ли энергетика зала, обратная связь?
Зритель сидел очень завороженным. Так как это премьера, и чувствовалось наше волнение, поэтому кроме того, что зритель наблюдает за той информацией, которая идет в зал очень внимательно, достаточно больше никаких впечатлений не было. Но на финале спектакле, когда были уже апплодисменты, понятно что очень много вопросов зритель задал сам себе. То есть, это и есть основная миссия театра. Каждый человек увидел здесь что-то свое: кто-то ту частичку истории, кто-то может своое детство вспомнил, как он рос в ауле.
Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА, фото автора
Видео: Акбота КУЗЕКБАЙ