В этом 2020 году всемирно известному мыслителю, философу, музыкальному исследователю, социологу, математику, физику, астроному, ботанику, лингвисту, ученому, одному из представителей восточной философии Средневековья Абу Насыру Аль-Фараби исполняется 1150 лет! Юбилей великого мыслителя Востока вошел в календарь знаменательных дат и событий ЮНЕСКО.
В связи с этим, Национальная академическая библиотека Республики Казахстан при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан провела международную онлайн-конференцию на тему «Наследие Абу Насыр аль-Фараби и современность», посвященную 1150-летию Восточного ученого Абу Насыра аль-Фараби.
Цель конференции:привлечение внимания населения и общественности к богатому творческому и научному наследию Абу Насыра аль-Фараби, изучение научного наследия, создание единой базы данных по научным материалам ученого.
В ходе конференции были обсуждены основные принципы научных трактатов Абу Насыра аль-Фараби, создание единой базы данных научных работ, по исследованию научных работ и пропаганде его произведений. Модератором мероприятия стала доктор педагогических наук, профессор, руководитель Национальной академической библиотеки РК Умитхан Муналбаева.
В августе 2019 года главой государства Касым-Жомартом Токаевым было подписано постановление о создании государственной комиссии по подготовке и проведению в 2020 году масштабного мероприятия,посвященного 1150-летнему юбилею Аль-Фараби. В этой связи, хочу выразить огромную благодарность Министерству культуры и спорта РК за поддержку проведения данного мероприятия.
Также модератор отметив, что среди современников Аль-Фараби является крупнейшим ученым, философом и крупнейшим представителем Восточного аристотелизма , продолжила свое выступление:
В фонде Национальной академической библиотеки есть несколько книг Абу-Насыр аль-Фараби. Например, "Десятитомное собрание сочинений"," Человек и эпоха"," Добродетельный город"," Избранные трактаты"," Большая книга о музыке " и др. можно прочитать в электронном виде. Также можно прочитать статьи о трудах ученого, опубликованных в периодических изданиях.
В этом году наш коллектив провел первую книжную выставку нового года "Наследие Аль-Фараби". На выставке будут представлены более 400 книг, фотографий, карт и цитат, рассказывающих о жизни и
творчестве сына казахской степи Әбу Насыр әл-Фараби. Уникальность и многогранность средневекового тюркского города Отрар, расположенного на пересечении караванных путей, была представлена на выставке уникальными книгами, цветными альбомами, передающих дыхание и дух того времени, в котором участвуют различные культуры и религии. Молодой Аль-Фараби, собравшийся в арабские страны, получил возможность ознакомиться на своей земле, в Отрарской библиотеке , с сокровищами мировой литературы (представлена краткая информация об истории библиотеки).Выставка состояла из 5 разделов: 1. Древний Отрар – колыбель цивилизации. 2.По Великому Шелковому пути. 3 .Диалог Востока и Запада.4.Труды Аль-Фараби-сокровища разума. 5. Аль-Фараби и современный Казахстан. Стоит отметить, что данная выставка будет проводиться в библиотеке в течение года и будет пополняться новыми изданиями.
Эдуардо Канетта,
доктор наук, профессор Академии Амброзиане (Милан, Италия)
- Дорогие друзья, очень жаль, что сегодня я не смог быть с вами. Вы хорошо знаете ситуацию в Италии, особенно в Милане. Я хотел бы приехать к вам, конечно,не с пустыми руками.Я хотел привезти вам очень старую рукопись о аль-Фараби. Если вы помните, эту рукопись вы видели в Амброзиане летом. Министр иностранных дел Казахстана по прибытию в Милан встретился с министром Италии, и видел оригинальную версию Корана. По окончанию этой пандемии я даю вам обещание,что привезу рукопись Аль-Фараби. Я хочу поговорить о великой мусульманской медицине средневековья, это моя последняя исследовательская работа. Мы все знаем, что Аль-Фараби был великим ученым в области политики, философии и других областях. Я хотел бы упомянуть работу аль-Фараби и других ученых в области медицины во время распространения коронавируса по всему миру. Ибн Сина, которого мы знаем как Авиценну, относился к аль-Фараби как к своему учителю. Эти великие люди понимали, что мир и дружба между народами зависят от хорошей политики. Хорошая политика зависит прежде всего от здоровья населения. Здоровье населения зависит от чистой экологии и передовой медицины. Как известно, медицина является одним из 5 основных объектов Корана. И это требует серьезную научно разъяснительную работу. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что это хадис, а не Коран. Науку также следует искать в Китае. Наука особенно важна сейчас. Как говорит одна из ваших хороших пословиц: «Наука можеть вредить без уважения». Если вы близки к ученому, у вас все получится, если вы близки к вероломному, вы потеряете голову. Не случайно аль-Фараби считает, что основным принципом управления страной является здоровье и физическое благополучие. Аль-Фараби узнал много ценных вещей от греческих учителей и из перевода мифов. Учителя не только позволили аль-Фараби изучить Аристотеля, но и ознакомиться с работами Галена и Гиппократа. Это было время диалога и тесного общения между христианами и мусульманами. Вы знаете, что Фараби из Отрара, а Авиценна из Узбекистана. Владея знаниями о растениях степи, эти ученые разработали множество новых растительных лекарственных средств. Они также знали, что прием большого количества лекарств может иметь побочные эффекты. Ученые могли различить несколько видов заболеваний с похожими симптомами. В настоящее время врачи не могут определить последствия некоторых заболеваний, что является очень серьезным случаем, и имело место в вашей истории.
Сегодня очень важно предоставить краткую и важную информацию о медицине Центральной Азии. Я могу рассказать вам больше о трудовой деятельности аль-Фараби. В связи с этим, я обещаю вам дать много информации об аль-Фараби. когда я приеду к вам.
У Амброзианы много арабских документов и рукописей, включая рукопись Аль-Фараби. Как только ситуация в мире улажется, вы можете приехать к нам и посмотреть оригинальную рукопись аль-Фараби «Аль-Мусик».
Мейрбаев Бекжан Берикбаевич,
Директор Центра Аль-Фараби, кандидат философских наук, доцент Казахского национального университета им. Аль-Фараби.
- Уважаемая Умитхан Дауренбековна, прежде всего я хотел бы поблагодарить вас и коллектив, который вы возглавляете. Спасибо, что в такой сложный период, несмотря ни на что проводите эту встречу. Такие онлайн-конференции у нас были проведены с рядом нескольких библиотек, и в их числе мы рады видеть вашу организацию.
Прежде всего, я хотел бы поприветствовать слушателей и участников международной конференции. Как говорила вначале Умитхан Дауренбековна, этот год в ЮНЕСКО является годом аль-Фараби. Обновленный "Центр Аль-Фараби" был открыт 9 января при участии властей Республики Казахстан. Была проведена презентация мероприятий, запланированных на этот год. К сожалению, некоторые из запланированных мероприятий еще не были реализованы, а некоторые были отложены на неопределенный срок из-за ситуации в стране. Я думаю, что вышеупомянутые мероприятия, экспедиции и раскопки, будут проведены в ближайшее время.
Центр Аль-Фараби не был открыт в этом году, и хотя он широко известен с помощью журналистов, он является одним из самых исторических исследовательских центров в КазНУ. И более 20 лет работает как республиканский научно-образовательный центр духовной и культурной жизни казахского народа и аль-Фараби. Последним директором этого центра является профессор Жакыпбек Алтаевич. Сейчас мы можем сказать, что в центр были введены новшества в рамках этой годовщины, потому что аль-Фарабиведы и исследователи, накопили большой фонд средств с советских времен, и одним из текущих усилий центра по обеспечению его доступности для общественности является создание веб-сайта Центра аль-Фараби. Одна из основных целей центра - сделать доступной информацию для общественности собранную до сегодняшнего дня. Всю информацию об Аль-Фараби и о текущих событиях можно найти на этом сайте в обновленном виде. Кроме того, одним из самых ярких событий этого года является обновленный музей Аль-Фараби. Основная цель состояла в том, чтобы сделать информацию о Фараби доступной для заявителя с использованием современных технологий. Это только одна из мероприятий, запланированных на этот год. Также здесь тщательно собраны научные работы и переводы. По инициативе декана факультета востоковедения, группа ученых в настоящее время работает над переводом произведений Аль-Фараби, которые не были переведены на казахский язык. Это также является одним из запланированных мероприятий. Кроме того, запланировано несколько научных экспедиций. Все это является частью плана действий на этот год.
Желаю успехов в работе участникам конференции. Спасибо.
Палторе Ихтияр Молдатореулы,
Декан факультета востоковедения, доктор философских наук:
- Тема представленная мною называется «Наследие Аль-Фараби и проблема перевода». Известно, что все произведения об Аль-Фараби сохранились на арабском языке. В их числе есть 6 основных источников. Это книга Ибн Нади «Аль-Фихрасат», книга Ибн Сагила «Табакат аль-Умам», «Тахимату Саваб аль-Хикма» Захира аль-Дни аль-Байхики, книга аль-Капина «Ахбар аль-улама би ахбари аль хукама», книга Ибн Абу Асайбия «Уюуп аль-анба фи табакати аль-атибба», книга Ибн Халкана «Уайфаят аль-айван ва айбаа».
В этих книгах упоминаются труды и трактаты Аль-Фараби.
Вы можете найти всю информацию в десятитомной книге «Наследие Аль-Фараби». И вся информация доступна в электронном виде. В настоящее время мы переводим его работы, которые никогда не переводились на казахский и русский языки.
Абуов Амирекуль Ергешович,
Научный сотрудник Казахстанского центра рукописей и редких книг:
- Уважаемая Умитхан Дауренбековна, я недавно услышал от вас хорошие новости, что через г-на Эдуарда Коннетто, книга аль-Фараби "Аль-Музыка" будет доставлена в Казахстан.
Вы внесли большой вклад в это. Вы спешите ознакомить нашу страну не только рукописями Фараби, но и другими тоже. Узнав эту новость от вас, мы связались с нашими знакомыми за границей. Мы позаимствовали у них музыку Фараби, которая пока недоступна в Казахстане. Выложили в социальные сети. Он играет в нескольких зарубежных оркестрах. Но это не было сыграно в нашей стране. Он стал вторым учителем после Аристотеля. Наш предок аль-Фараби, указал на ошибки ученых, изучающих музыку, изучил музыку до предела и поставил свою точку. То есть мы должны гордиться. Он наш родной. Я хочу еще отметить, что в возрасте 24 лет Аль-Фараби был назван величайшим музыкантом мира. Мы еще этого не знаем. Но европейские ученые скрыли это от нас. Около сорока работ сохранились в Германии. Уважаемая Умитхан Дауренбековна, я хотел бы попросить вас сделать все возможное, чтобы взять это в свои руки.
Сулейменов Примбек Муханбетович,
Доцент Казахского национального университета им. Аль-Фараби, кандидат политических наук, заведующий кафедрой Ближнего Востока и Южной Азии.
Научное наследие Аль-Фараби - это сокровище человечества, глубокое сокровище. Есть много трактатов по педагогике и психологии, которые еще не были переведены. Говорят, что работы нашего предка около 150-200, и возможно, что это 200. В Казахстане говорят, что для нас естественно взвесить прошлое страны и сосредоточиться на ее будущем. Наш долг - изучать и распространять духовные ценности наших исторических личностей. Духовное наследие нашего предка Аль-Фараби, великого мыслителя Востока, внесло большой вклад в развитие мировой науки и цивилизации. Я хотел бы сказать, что мы очень гордимся тем, что этот ученый выходец из Казахских земель. Различные аспекты общества и государства, работы Абу Насыра аль-Фараби, в первую очередь посвящены человечеству, поскольку он стремился написать свои работы для человека, для страны, для земли, для всего мира, и конечно же, про горячо обсужденных и накопленных проблем. Вероятно, поэтому его научные исследования все еще актуальны. Его научное наследие, которые мы имеем сейчас, включает музыку, математику, логику, астрономию и естественные науки. И каждая мысль, мнение и анализ затрагивают некоторые из самых насущных проблем развития современного общества. Наследие Абу Насира аль-Фараби со временем не исчезло. За прошедшие годы он созрел. Это показывает, что источником его науки является гуманизм. В своих работах аль-Фараби поделился своими взглядами на мораль и дружбу, философские идеи, искусство и государственные структуры своего времени. Благодаря поискам философоф в работах ал-Фараби «Гражданская политика», «Государственный деятель», «Мудрые высказывания» Трактат «Жители добродетельного города» создали собственную теорию социальной структуры таких категории, как человек и общество, лидер и подчиненный. В то же время в его работах, таких как погоня за счастьем, корень проблемы, он рассказал об отношениях между обществом и окружающей средой, человеком и другими институтами и выдвинул ряд идей. Абу Наср аль-Фараби не только взял научное наследие и категории Аристотеля, но, как вы знаете, написал несколько работ со своей точки зрения. Своими действиями ученый смог не только прочесть жемчужины мысли Запада и Востока, но и совместить их. Он сделал значительные комментарии своего времени. Научное сообщество, принявшее его исследования, высоко оценило его вклад в науку в качестве второго преподавателя. Аль-Фараби не только формировал языки народов Востока, но и отбирал самые противоречивые и сложные идеи и гуманистические взгляды своего времени, раскрывая их истинное значение. Научные взгляды Аль-Фараби являются результатом развития культуры и мышления в средние века на Ближнем Востоке. Фараби проделал большую работу по передаче науки и древней культуры Востока и Запада. То, что произведения мыслителя не утратили своего значения на протяжении веков, возможно, связано с глубиной мудрости его мыслей. В общем, мысли, прошедшие через историю, никогда не устареют. Накопленная в нем мудрость помогла нам мыслить правильно. Очевидно, что работы Аль-Фараби относятся к разряду таких высот. Изучение и применение научного наследия Аль-Фараби актуально для построения современного демографического общества.
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Турция, Италия, Сирия и другие страны принимают участие в международной онлайн-конференции. В частности: Жакып Алтаевич Алтаев - научный руководитель Центра Аль-Фараби, доктор философских наук, профессор философии КазНУ им. Аль-Фараби. (Алматы, Казахстан), Абдулла Жумашев - краевед, культурный деятель, основатель Музея Руханият-Абу Насир аль-Фараби (Туркестанская область, село Шаулдир, Казахстан), Конуральп Эпхилосун Бей - ученый, ученый аль-Фараби, профессор Университета Хаджи Байрам Вели (Анкара, Турция). Бейсенбай Бекжан - краевед, писатель (Туркестанская область, село Шаулдир, Казахстан), Султонзода Соки Аслон - профессор Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни. (Душанбе, Таджикистан), Гулдана Самидиновна Токоева - доктор философских наук, профессор Джалал-Абадского государственного университета (Джалал-Абад, Кыргызстан), Куранбек Асет Айбаевич - научный сотрудник Центра Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Жанболат Хумархан - научный сотрудник Центра Аль-Фараби (Алматы, Казахстан) и др.
В конце конференции, было запланировано создание единой электронной базы данных «Аль-Фараби объединяет мир» и опубликовать научный сборник «Abu Nasr al-Farabi' s legacy and modernity» «Наследие и современность Абу Насира аль-Фараби».