Археология - зеркало истории, именно эта наука, дает подтверждение многим догадкам, гипотезам и версиям. Археология произвела переворот в исторической науке, раздвинув пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии. В сотни раз увеличилась перспектива в прошлое.
Особую значимость имеет археология для стран и народов, письменная история которых (вследствие скудности самих письменных источников) почти или совсем неизвестна. Это относится и к истории Казахстана, сведения о которой скрываются в памятниках археологии. Трудно назвать другой регион Евразии, где древних памятников так много.
В IV-Ш тыс. до н. э. в Казахстане формируется культура коневодов, известная по раскопкам поселения Ботай на севере страны. Установлено, что Казахстан входил в зону одомашнивания лошади, революционного по своей важности процесса, который сыграл выдающуюся роль в развитии всей Евразии. Археологи обнаружили памятники протогородской культуры в степной зоне, им уже около 4 тысяч лет. В эпоху бронзового века на территории Казахстана обитали племена так называемой андроновской культуры, они знали ирригацию, разводили породистый скот. Люди этой эпохи были не только воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. К эпохе поздней бронзы относится открытая археологами Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана с ее монументальной архитектурой и многочисленными поселениями, ориентированными на плавку меди. Центральный Казахстан становится одним из крупнейших центров производства меди и бронзы на континенте.
Жили древние андроновцы большими поселениями, в землянках или домах, имелись и древние протогорода, окруженные стенами и рвами, застроенные строго по плану. Зарождалась протописьменность, высокого уровня достигло прикладное искусство, которое во многом определялось религиозными взглядами, связанными с мифологией, когда жизнь представлялась своеобразным круговоротом природных циклов: за весенним равноденствием следовала пахота, а затем - осенний сбор урожая, потом - окот скота, зимой набирались сил и ждали весеннего прихода тепла. Каждое из таких событий сопровождалось жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами, которые совершались в специальных святилищах - в горных ущельях, у священных родников и речек.
В эпоху бронзы на камнях подобных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире: на гладких поверхностях скал древние художники кусками камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Изображения дикого быка-тура с изогнутыми, вытянутыми вперед рогами - один из наиболее распространенных рисунков. Подобные изображения появились еще в каменном веке. Среди наскальных рисунков встречаются изображения домашнего быка в упряжке во время пахоты или везущим повозку. Бык является символом могущества и силы и связан с идеей плодородия.
В некоторых святилищах древние изображали сцены поклонения солнце годовому Митре. Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда - бактриана. Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц.
В эпоху бронзы в развитии человечества произошли огромные изменения: интенсивно развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производство металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Племена этой эпохи обитали на территории Казахстана с XVII по IX вв. до нашей эры.
На смену им пришли саки - так называли этот древний народ персы, китайцы называли его "сэ", а греки - 'скифы". Среди саков были кочевники, полукочевники и земледельцы. В VII - Ш вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. В IV - III вв. было создано первое сакское государство, центр которого находился на территории Жетысу.
Саки создали свою письменность, мифологию и выдающееся искусство, получившее название "Искусств звериного стиля". Царь у саков считался избранником богов, посредником между небом и землей, центрам мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Об этом свидетельствует захоронение сакского царя в кургане Иссык. "Золотой человек" был воином, о чем говорит оружие, находящееся при нем, и золотая стрела, а также жрецом - на голове был надет своеобразный островерхий колпак, а рядом лежало зеркало - и пастухом, о чем свидетельствует положенная в могилу плеть. Саки были храбрыми воинами - об этом писали Геродот и другие философы и историки из Древней Греции и Рима. Известна война саков с персами, победа саков во главе с Томирис над Ахеменидским царем Киром. Успешно сражались саки и с воинами Александра Македонского.
Открытие археологами выдающихся памятников сакской культуры, таких, как курганы Иссык, Чиликты, Уйгарак, сакских городов Чирик-работа и Баланды, позволили совершить важнейший прорыв в исторических знаниях. Опираясь на данные раскопов, давших бесценные сведения по экономике, стратификации общества, письменности, произведениям искусства, мифологии, можно говорить о древних государствах саков, возникших на территории Казахстана в середине 1 тыс. до н.э. Несколько позднее сформировались государства Усунь, Кангюй и Сарматия. Эти находки позволяют рассматривать историю Казахстана в едином культурном пространстве с такими древними государствами, как Ахеменидский Иран, Древняя Греция, Ханьский Китай, Бактрия, Хорезм.
В это же время начинают формироваться прототюркский и тюркский этносы, складывается этническая протооснова казахов. В ее формировании принимали участие прототюркские, иранские, угорские и другие народы.
История Казахстана тесно связана с первой Евразийской империей - Тюркским каганатом, имевшим продолжение в государствах западных тюрок: тюргешей, карлуков, кимаков, огузов, кыпчаков, караханидов. Именно с этих времен в Северной Евразии, почти не меняя границ обитания, проживали далекие предки казахов, именно на этой территории живем сегодня мы. Середина I века н.э. - важнейшая веха в истории не только казахов, но всех тюрок.
В древнетюркскам письменном источнике, написанном в честь прославленного воина царского рода Кюль-Тегина, так говорится о начале новой эпохи в Великой степи: "Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обоими были сотворены, сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа".
Империя древних тюрок простиралась от Тихого океана до Черного моря. В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркоязычным племенам, центром которых становится Алтай. Во второй половине VI в. в письменных источниках фиксируется термин "тюрк" (в китайской передаче - туцзюе, в согдийской - турк). Археологическое изучение тюркских памятников позволяет сопоставить их с конкретными тюркскими племенными объединениями. Выделены археологические культуры; сопоставимые с ранними кыргызами, кимаками, кыпчаками, огузами.
В ходе междоусобиц, племенных войн, борьбы за власть и пастбища часть тюркских племен, живших в степях, горах и долинах Казахстана, переселилась на юг - в Центральную Азию (тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки); в Малую Азию, на Кавказ - туркмены, и сельджуки; в Европу - кангары-печенеги, кыпчаки-половцы, турки-огузы. Интересен вопрос о возникновении этнонима "казах". Казах - тюркское слово, по мнению некоторых исследователей первоначально так называли свободных людей, скитальцев, кочующих по Великой степи.
После распада Могулистана и Ногайской орды казахи заселили Жетысу и западную часть Восточного Дашт-и Кыпчака. Постепенно понятие "казах" стало этнонимом для обозначения народа, расселившегося на территории Казахстана.
В начале XIII века после монгольского нашествия сложились улусы Монгольской империи - Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, а позже - Казахскому ханству. Монгольский этнический элемент растворился в тюркском этносе. Все эти государства имели смешанную экономику. Скотоводы соседствовали с земледельцами, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Алмату, Талхир, Каялык стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с державой Караханидов, Ираном, Государством сельджуков, Русью и Византией.
По этому пути доставлялись самые разнообразные товары: шелк, полотна, драгоценные камни и серебро, лекарства и красители; на продажу в качестве редких подарков везли и вели коней, соколов, слонов и гепардов, носорогов и страусов. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который, начиная с IX-Х вв, становится преобладающей, а затем и основной религией казахов. На берегу Сырдарьи в городе Туркестане возводится в конце XIV - начале XV века религиозная святыня всех тюркоязычных народов - мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана и ставший основой казахов, внося, в свою очередь, в мировую сокровищницу свои достижения в хозяйстве и культуре - мобильное жилище юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры, и серебряные украшения, музыку, напоминающую бег степных лошадей.