Протестантизм в нашей стране имеет достаточно
длительную историю. После присоединения к России, на территории Казахстана
появились первые военные поселения, среди жителей которых было немало лютеран,
особенно из числа немцев. Затем появились и гражданские лица – чиновники,
ремесленники, крестьяне. Усилился процесс переселения из европейской части
России в Казахстан в 80-е гг. XIX в. Тогда появились первые немногочисленные
общины протестантов, в основном лютеран, баптистов и меннонитов. Столыпинская
реформа начала ХХ в. привела к новому потоку переселенцев, что еще более
разнообразило конфессиональный состав населения.
Массовый приток последователей протестантизма связан со сталинскими репрессиями и насильственной депортацией в Казахстан представителей многих народов в 30-40-е гг. ХХ в. Среди переселенцев было, например, более 360 тысяч немцев Поволжья.
Уже после ослабления политики в отношении неугодных народов и конфессий – с середины 1950-х гг. – в республике образовываются общины лютеранской церкви, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, меннонитов. Долгое время они действовали преимущественно нелегально. Первая община лютеранской церкви была зарегистрирована в Акмолинске (ныне г. Астана) в 1955 г.
Власти крайне неохотно регистрировали религиозные объединения, тем не менее, их численность постоянно увеличивалась. Так, к моменту развала СССР в Казахстане было зарегистрировано 109 общин евангельских христиан-баптистов, что в два раза превышало количество мусульманских мечетей. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией в Германию, Россию и другие страны в 90-х гг. ХХ в. Это привело к тому, что резко упало количество объединений лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий, ориентированных на немецкое население.
Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей народов, для которых протестантизм не является традиционной религией.
Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х гг. ХХ в.
Многие из них были созданы иностранными миссионерами и получали, особенно в период становления, значительную помощь из-за рубежа. В своей деятельности эти объединения ориентируются на активную проповедническую работу среди представителей различных национальностей.
В результате на 25 октября 2012 г. количество баптистских церквей достигло 100, пятидесятнических – 189, пресвитерианских – 55, лютеранских – 13, методистских – 11. Многие пятидесятнические и пресвитерианские церкви были созданы миссионерами из Южной Кореи и США. Среди их пасторов и последователей немало представителей корейской диаспоры.
Протестантские объединения поддерживают тесные связи с единоверцами за рубежом, получают гуманитарную помощь. Они активно организуют различные международные конференции, фестивали, встречи, работают с молодежью и другими группами населения.
Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, «Адвентисты Седьмого дня», «Свидетели Иеговы» и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»).
Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма их учение является сектантским. Большинство протестантских церквей отвергает их принадлежность к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами.
Таким образом, протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения.
Наиболее широко протестантские объединения представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.