По данным археологических исследований
история зеркал насчитывает 8000 тыс. лет. Самые ранние появились в Месопотамии,
Египте, Греции. В IV – III тыс. до н. э. зеркала изготавливали из черного
мрамора, обсидиана, блестящего пирита. Обладателями первых золотых, серебряных
и бронзовых, полированных зеркал, обрамленных в слоновую кость с инкрустацией
перламутра и лазурита были Фараоны. В Греции в V – IV вв. до н.э. было
изобретено и первое складное – карманное, бронзовое зеркало. Оборотная сторона
таких зеркал украшалась драгоценными камнями или рисунком с изображением фигур
античных героев.
Музей археологии РГП «Ғылым ордасы» по праву может гордиться небольшой коллекцией бронзовых зеркал, которые были найдены в ходе последних, десятилетних, археологических раскопок древних памятников сакского и сарматского периода на территории Казахстана. Самые древние из коллекции музея датируются IV - II вв. до н.э. Они были обнаружены в женском погребении могильника Кзыл – Эспе (Семиречье). Зеркала имеют круглую форму, некоторые из них ручку, сквозное отверстие (дужку) или петлевидную ручку с оборотной стороны. Как правило, все они литые из бронзы, обладают высокой твердостью, хорошо принимают полировку и не тускнеют на воздухе. Дисковидные, бронзовые зеркала получили широкое распространение в культуре ранних кочевников. Их часто обнаруживают археологи в древних погребениях на территории Южного, Северного и Центрального Казахстана наряду с различными украшениями из золота и серебра. В колекции Музея археологии имеются редкие бронзовые зеркала периода расцвета Ханьской империи, изготовленные примерно в VI–VII вв. Это круглые зеркала с петлей-шишечкой в центре, и геометрическим орнаментом. Обнаружение находок такого типа при археологических раскопках свидетельствует о существовании торговых путях из Китая через земли Южного Казахстана.
Зеркало являлось не только предметом роскоши, его рассматривали как предмет, обладающий магической силой. Форма почти всегда была круглой, отождествлялась с солнцем – священным символом всех религий. С древности люди старались найти более широкое применение зеркалам. Так, например, в древней Греции бронзовые зеркала устанавливали на маяке для усиления света сигнального огня. У древних племен, населявших территорию Южной Америки, зеркала также применяли как приборы, с помощью которых можно было передавать сигналы. Изготовленные из тщательно отполированного металла – золота, серебра, меди, – они напоминали глубокую тарелку эллипсоидной формы диаметром до полуметра, насаженную ребром на подставку в рост человека. Отражение солнечного света от такого зеркала было видно на расстоянии в нескольких километров.
Бронзовые зеркала получили широкое распространение, их изготовление было не простым занятием. Состав сплава, из которого они отливались на широкой территории от стран Средиземноморья до Индии, Китая, и Японии был различен, но характерной чертой всех их являлось высокое содержание олова, которое придовало высокую прочность и твердость металлу. Бронзовые зеркала давали очень тусклое и неясное изображение, и их поверхность быстро темнела. Для того чтобы смотрящий мог разглядеть в нем свое отражение, диски зеркал постоянно приходилось полировать.
В Китае первые бронзовые зеркала появились не позднее XI в. до н.э. Особой популярностью они пользовались в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.) и в эпоху династии Хань (около 200г. до н. э. – 220г. н.э.). При их изготовлении применялась так называемая «белая бронза», секрет которой не разгадан до сих пор. Отлитые из светлой бронзы древние китайские зеркала до блеска полировались и покрывались ртутной амальгамой. Обратную сторону традиционно украшал геометрический орнамент или сложный рисунок, изображающий животных, цветы, листву, что делало зеркала объектами искусства.
В древней Японии же зеркала являлись «носителями» правды, поскольку отражали то, что «видели». Как и во многих мировых культурах, зеркало объединено в Японии с мистикой, и к нему относились с почтением. Бронзовые зеркала появились в Японии благодаря связям с Китаем во времена периода Яёй (300 до н.э. – 300 н.э.). Рисунок, покрывающий поверхность оборотной стороны зеркал, как правило, символизировал удачу и благополучие. Одним из популярных мотивов для украшения зеркал в период Камакура (1185-1333) стало изображение Горы Хорай (Хорайдзан) – Острова Бессмертных, мифического острова даосских святых. По форме японские бронзовые зеркала напоминали панцирь черепахи, они имели ручку, их оборотная сторона украшалась иероглифами, символизирующими удачу.
Бронзовые зеркала достаточно долгое время просуществовали в обиходе многих народов мира. На смену им появились вогнутые, стеклянные зеркала, изобретение которых относят к 1279г. Первыми производителями стеклянных зеркал были Венецианцы, они изобрели сложную технологию их изготовления. В строжайшей тайне зеркальщики хранили способ изготовления, в результате чего стеклянное зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.
Во времена правления Людовика XIV во Франции зеркальщики известной фирмы «Сан-Гобен» разгадали секрет венецианского производства. Стеклянные зеркала стали появляться в большом количестве. Их помещали в рамы различной формы и величины, ими украшали стены домов и дворцов.
Процесс производства зеркал оставался неизменным вплоть до 1835 года, когда немецким ученый Юстус фон Либих открыл новый способ приготовления состава для изготовления зеркал с примесью серебра. Этот факт позволил получать гораздо более ясное изображение.
В современном мире зеркало является необходимым предметом, украшающим каждый дом. Между тем, не каждый обладатель знает его историю происхождения.
Татьяна Балашова
научный сотрудник Музея археологии РГП «Ғылым ордасы»