Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Социальный облик баев Кустанайского уезда ( конец XIX-начало XX вв.)

2310
Процесс формирования байских хозяйств в Кустанайском уезде в рассматриваемый период имел некоторые закономерности.

Введение в 1868 году в Казахстане «Временного положения об управлении в Степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств» положило начало глубоким изменениям в традиционном казахском обществе. Они коснулись не только административно – политического положения края, но и общественной структуры казахов, хозяйства, культуры местного населения. Проникновение товарно–денежных отношений на территорию Казахстана способствовало интеграции экономики края в систему общероссийского рынка. Эти два фактора, на наш взгляд, явились основополагающими в процессе формирования в казахском обществе новых социальных групп. В силу географической близости, схожести природно–климатических условий Кустанайского уезда с соседними территориями России, этот процесс здесь развивался более динамично по сравнению с другими регионами Казахстана.

В советской историографии исследование проблемы байства носило односторонний и предвзятый характер. Ученые, исследовавшие данную тему, были ограничены рамками господствовавшей в то время в науке марксистско–ленинской идеологией и практикой социального заказа со стороны существовавшей политической системы. На нынешнем этапе развития национальной историографии появилась потребность более объективного и комплексного изучения вопросов связанных с генезисом, местом и ролью этой социальной категории в структуре изменявшегося на рубеже веков традиционного казахского общества.

В данной статье предпринята попытка ответа на обозначенные вопросы. Она основана на фактах, имеющих отношение к наиболее популярным в рассматриваемое время байским фамилиям Кустанайского уезда. В различных письменных источниках упоминаются, в основном, имена Мнайдара Клычбаева, Исмаила Яманчалова, Жетписпия Андреева, Бермухамеда Алдиярова, Саима Кадырова и т.д. Названные лица не только слыли состоятельными в материальном отношении людьми, но и по – многу лет занимали различные должности в органах местного управления. М. Клычбаев являлся на протяжении ряда лет волостным управителем  Аракарагайского волости, Б. Алдияров – Саройской волости, С. Кадыров – Карабалыкской волости. Правителем Чубарской волости многие годы являлся Юсуп Яманчалов, родной брат И. Яманчалова. Жетписпай Андреев во время выборов управителя Саройской волости регулярно составлял конкуренцию Б. Алдиярову. Выборная кампания в казахских волостях проходила с использованием противоборствующими сторонами различных методов, в частности, интриг, подкупов, судебных преследований и даже открытой ссоры и драки. Причины обострения борьбы в период избрания волостных управителей хорошо известны. Достижение заветной цели давало кандидатам фактически неограниченную власть над волостью. Перераспределение земельных угодий, сбор с населения покибиточной подати превращались для волостных управителей в источник огромной наживы. По мере проникновения в экономику казахского аула товарно–денежных отношений земля, впрочем, как и домашний скот, стали приобретать рыночную стоимость. В такой обстановке стремление волостных управителей к обогащению приобретало иной, чем прежде, смысл. Средства от наживы становились для них весьма важным финансовым источником в развитии личного хозяйства. Особенно заметно эта тенденция проявилась в начале XX века, когда процесс колонизации Кустанайского уезда крестьянами–переселенцами приобрёл значительные масштабы. Взять, к примеру, близлежавшую к Кустанаю Аракарагайскую волость. Её управитель М. Клычбаев более двадцати лет возглавлял волость и по воспоминаниям современников, слыл наиболее богатым и влиятельным среди казахских баев уезда. Он являлся крупным поставщиком дров и скота в царскую казну. Наряду с этим Клычбаев был одним из крупных производителей товарного зерна. Ежегодно под пшеницу им засевалось до тысячи десятин пашни. Другой источник свидетельствует о том, что имел недалеко от Кустаная три дома и один дом, принадлежавший ему, находился непосредственно в городе. По мнению автора, он был одним из зажиточных и культурных феодалов. Казахское население его не только почитало, но и боялось. Клычбаев, наряду с исполнением своих административных обязанностей, принимал участие в общественной жизни уезда. К примеру, в 1900 году он был избран в состав комитета для заведывания делами Покровской ярмарки. Эта ежегодная осенняя ярмарка проходила в том году в Кустанае с 1 по 10 октября. Состав комитета вызвал недовольство со стороны одного из крупнейшего в Кустанае торгового дома Абдулвалея Яушева. Её представитель обратился к военному губернатору Тургайской области с прошением «для разъяснения кем были избраны члены Комитета, как например киргиз Майнадар Клычбаев, который совершенно не заинтересован городскими делами». О том, что он всё–таки принимал участие в городских делах свидетельствуют некоторые факты. К примеру, 30 ноября 1905 года в Кустанае состоялся уездный съезд крестьянских начальников, на котором рассматривался вопрос об устройстве кредитного учреждения для выдачи ссуд под урожай казахскому и русскому населению. В нём принимали участие чиновники Переселенческого управления в Тургайской области, лесничества, а также кустанайские купцы В.М. Яушев, Н.А. Воронов, Ф.П. Кияткин, П.П. Степанов. В их числе также был Аракарагайский волостной управитель М. Клычбаев. Между прочим, известный местный поэт Нуржан Наушабаев приходился ему сватом и исполнял должности казначея и кассира при волостном правлении. Брат М. Клычбаева Алим наряду с другими казахскими баями и городскими купцами, состоял действительным членом правления Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в средних учебных заведениях г. Кустаная, а именно, женской гимназии и реального училища.

К числу влиятельных и зажиточных семей Кустанайского уезда относился Яманчалов Исмаил. Вначале он занимался скупкой скота у местного населения и впоследствии стал крупным скотоводом. В начале ХХ века он уже имел до 1000 лошадей и коров, около 800 овец. В связи с сокращением пастбищ в ходе переселенческого движения в уезд, он переходит к земледелию, покупая сельскохозяйственный инвентарь(молотилки, лобогрейки, сенокосилки и т.д.). К 1915–1916 гг. он располагал посевными угодьями до 1000 десятин. В соседнем городе Троицке Яманчалов имел бойню и крупными партиями поставлял мясо в города Центральной России. Обладая значительными средствами, он занимался благотворительностью. В частности, на свои средства в Чубарской волости им было построено здание для волостного управления, канцелярии, адресной конторы и для проведения съездов народных судей. Осенью 1896 года была открыта построенная на его средства аульная школа. Кроме этого им было выделено 1680 рублей на содержание в своей школе учителей из расчета 240 рублей в год.

Не менее  известной в уезде была личность Жетписпая Андреева, уроженца Саройской области. Он не только обладал солидным состоянием, но и неоднократно исполнял должность народного судьи. Бывший свинопас, затем мелкий скупщик скота, он впоследствии становится крупным торговцем и землевладельцем. Ежегодно засевал по 300 десятин пашни. Имел около 300 лошадей улучшенной породы и около 100 дойных коров. В большом количестве поставлял на рынок пшеницу, масло и скот. Имел сельскохозяйственный инвентарь: 2 молотилки, 5 лобогреек, 8 сенокосилок, более 15 плугов, несколько веялок и т.д. Жетписпай Андреев был одним из первых, кто инициировал идею проведения общенационального съезда для обсуждения вопросов развития казахского общества. Также он был в числе основоположников казахской периодической печати. В марте 1907 года в Троицке вышла первая газета на казахском языке, под названием «Казах», издателями которой наряду с Е. Иманбаевым был и Ж. Андреев.

Динамичное развитие экономики уезда, рост деловой активности состоятельных граждан обусловили зарождение идеи переноса центра Тургайской области из г. Оренбурга в г. Кустанай. 7 января 1908 года этот вопрос был рассмотрен на заседании Кустанайской городской думы. Основными аргументами в пользу переноса резиденции Тургайского губернатора в Кустанай были постоянный рост численности населения в городе и уезде, ведущая роль Кустаная в развитии торговли с другими уездами, затруднения в осуществлении транспортной и почтовой связи с Оренбургом. Также был поставлен вопрос о соединении Кустаная железной дорогой с Челябинском. 7 июля 1908 года из Министерства внутренних дел на имя Тургайского губернатора пришло уведомление о том, что ходатайство городской думы о переносе административного центра области министром было отклонено, а на постройку железной дороги на казенные средства не имеется возможности.

Строительство магистрали имело важное значение для Кустаная. Она должна была разорвать замкнутость кустанайского рынка, связав его с общероссийской экономикой. Железная дорога все же была построена, но на частные средства. В ее возведении принимали участие и кустанайские купцы Яушев, Кияткин, Сиюнин и др. С 1 января 1916 года эта линия была включена в общероссийскую сеть путей сообщения.

Таким образом, мы видим, что процесс формирования байских хозяйств в Кустанайском уезде в рассматриваемый период имел некоторые закономерности. Существовавшая практика избрания на должности местного самоуправления, а также деятельность выборных лиц создавала условия для накопления капитала. Кроме этого, проникновение рыночных отношений в экономику казахского аула обусловило появление предприимчивых лиц, которые адекватно изменившимся условиям стали вести свои хозяйства. Вместе с тем, рост национального самосознания создавал условия для понимания важности развития просвещения и национальной культуры в крае. Носителями прогрессивных идей были не только представители казахской интеллигенции, но и как показывают изложенные факты, отдельные баи. Всё это позволяет более объективно отражать место, значение и роль байских хозяйств в жизни казахского населения Кустанайского уезда.

   

Литература:

1.  ЦГА РК. Ф.25. Оп. 1. Д.685. Л.Л. 17,29,33.

2.  Воспоминания С. Ужгина.  //Костанайский областной историко – краеведческий музей. Д. 150. Л. Л. 53, 64.

3.  Воспоминания И. Киселёва. //Научная библиотека АН РК. Рукописный фонд. Папка №1382. Л.51.

4.  ЦГА РК. Ф.25. Оп. 1, Д. 1434. Л. 40.

5.  ЦГА РК. Ф.25. Оп. 1, Д. 1363. Л. 7.

6.  ЦГА РК. Ф.25. Оп. 1, Д. 778. Л. 235.

7.  Тогжанов Т. Казахский колониальный аул. – Изд – 2 – е, доп. – Астана, 2007. – с 186.

8.  ЦГА РК. Ф.25. Оп. 1. Д. 1613. Л.Л. 6, 25

9.  Тогжанов Т. Указ. соч. – с. 179

10.  Энциклопедия «Айкап». – Алматы, 1995. – с 20.

11.  ЦГА РК. Ф.25. Оп. 1. Д.1367. Л.Л. 2,13,14.


Б.Н. Нурсеитов,  доцент кафедры Отан тарихы  Костанайского государственного университета

имени А. Байтурсынова



Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?