Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Из истории формирования многонационального населения Казахстана

2650
Из истории формирования многонационального населения Казахстана - e-history.kz
Уже свыше 200 лет история Польши переплетена с историей Казахстана “Поляки, само название поляки, язык польский. Расселены по регионам республики.

Уже свыше 200 лет история Польши переплетена с историей Казахстана “Поляки, само название поляки, язык польский. Расселены по регионам республики. Наиболее компактно проживают в Северо–Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Кустанайской областях. Представители этого этноса проживают почти во всех странах Европы и Америки”[1,528]

Впервые поляки появились на территории Казахстана в ХVIII – XIX веках .Это были польские конфедераты, сосланные в край царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков. “В середине XIX века в Северном и Восточном Казахстане  насчитывалось около 223 поляков”[ 2,129]. Значительная часть их представляла польскую элиту, - дворян. Это были поэты, писатели, художники, врачи, инженеры и юристы. Они внесли достойный вклад в дело изучения истории и культуры казахского народа. Например: Затаевич Александр Викторович (1869-1936г.)- известный советский музыкант – этнограф и композитор, народный артист Казахской ССР. Он записал 2300 народных песен и инструментальных композиций казахов (кюев). В 1931 опубликовывает впервые сборник казахского музыкального фольклора.

Следующей волной переселенцев были депортированные в период первой мировой войны. Значительное количество переселенцев прибыло в Казахстан. По Рижскому мирному договору 1921 года поляки получили право на возвращение в Польшу. После этого соглашения на историческую родину вернулась часть поляков. По итогам переписи 1926 года в Казахстане проживало 1897 человек польской национальности. Они имели статус “полноправных” граждан.

Новая волна массовой иммиграции в Казахстан происходит уже в годы советской власти. В основу переселенческой политики, проводившейся Сталиным и его окружением в конце 30-х годов начале 40-х годов ХХ века, было положено якобы “враждебное” отношение целых народов к Советской власти.

Первый удар обрушился на немцев, проживавших в пределах автономной республики немцев Поволжья. Они выселялись за тесные “связи с третьим рейхом” (хотя ни одного такого факта так и не было установлено). Вынужденной миграции подверглись также немцы, проживавшие на территории Кавказа и Крымского полуострова.

Наиболее тяжелым для многих депортированных народов стал 1944 год. Горе обрушилось на долю чеченцев и ингушей. 23 февраля 1944 года началась массовая депортация вайнахов. 8 марта того же года была проведена “операция” по выселению балкарцев. Депортации подверглись также чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки, карачаевцы, месхи, греки, болгары, курды.

На протяжении долгих лет белым пятном в истории поляков осталось переселение поляков в Казахстан из Украины, Белоруссии, согласно законам от 17 января 1936 года и 28 апреля 1936 года. Выселение поляков продолжалось и в 1937 году. Статус “спецпереселенцев” стал их участью.

В 1939 – 1940 годах  Польша была захвачена Германией, в результате чего на территорию Украины и Белоруссии бежали поляки. На правах беженцев в октябре 1940года переселяют в Казахстан. Имея статус беженцев, поляки пользовались некоторыми привилегиями. К ним относились не так как к другим депортированным народам. После окончания войны им позволяли переселиться на историческую родину, но только не “спецпереселенцам”. Те поляки, кто остался в СССР, сформировали современную польскую диаспору. В данное время активно исследуется история их прибытия и интеграция в общие процессы развития Казахстана, однако ряд аспектов адаптации польского народа еще нуждается в тщательном изучении. Для этого необходим в вод качественно новых источников, особенно относящихся к депортации этой национальной группы в Казахстане.

Одной из таких категорий документальных источников являются материалы, содержащиеся в архивно – следственных делах поляков, пострадавших во время массовых репрессий конца 30 – годов и в последствии реабилитированных, постановления Совнаркома и ЦК КП(б), а также воспоминания депортированных. Так постановлением бюро Южного Казахстанского обкома КП(б) Казахстана и исполкома облсовета “О состоянии трудового устройства польских граждан” от 18 января 1942 года отмечают,  …” что со стороны ряда райкомов партии и райсоветов депутатов трудящихся проявлено нетерпимое отношение к приему и устройству польских граждан и развертыванию в связи с этим соответствующей партийно – политической работы среди коренного населения и самих переселенцев”[3,168]. 1 мая 1944 года Л.П. Берия отправляет справку И.В. Сталину о статусе бывших польских граждан. “На сентябрь месяц 1941 года было учтено ранее арестованных и высланных в тыловые районы СССР из западных областей Украины и Белоруссии (с территории бывшей Польши)- 389382 человека”. Из них находились в тюрьмах, лагерях и местах ссылки – 120962, в спецпоселениях – 243106, в лагерях военнопленных 389041 человек.  Не были амнистированными и по состоянию на 1сентября1942 года оставались в заключении – 341человек.

В 1942г.были эвакуированы в Иран из числа амнистированных, в том числе военнослужащих армии Андерса – 76100, членов их семей – 43755. Умерли с 1941 по 1943г.г. – 11516 человек. Передано в Польскую армию Берлинга 36510”[4,171].

Последствия всех этих преступных деяний сталинского режима были страшными. В дороге и на новых местах поселения погибла значительная часть депортированных. А ведь 40 % депортированных составляли  дети.

И все же, несмотря на ужасы сталинского режима, депортированные не испытывают ненависти к народу, который помог им выжить в тяжелое время. Одним из них является Бронислав Иосифович Радишевский, доктор географических наук, отличник разведки недр, член правления “Полония Дона”, собирает материал по истории поляков на Дону.” Бронислав Иосифович считает, что у него история жизни сложилась так, что вместо одной родины – несколько,  историческая родина – Польша, вторая родина село Сокеринцы Украинской ССР, Ясновка Есильского района СКО, Петропавловск, Свердловск, Нижний Тагил, Ростов – на – Дону.

Родители Иосиф Николаевич и Винцента Яковлевна вместе с тремя детьми: дочерью и двумя сыновьями были высланы в Казахстан в 1936 году, так как их село было расположено на границе СССР и Польши по реке Сбруч на Линии Керзона. Несмотря на то что местные жители состояли в организации “Варта” и тоже выходили на дежурство по охране границы, родная тетя Карнелия за поимку нарушителя получила от государства премию. Он вспоминает: “При переезде из Украины в Казахстан, на сборы было дано трое суток, ехали в грузовых вагонах. Везли все: людей, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, плуги, бороны. Везли нас по второстепенной дороге, минуя Москву и другие крупные города. Ехали долго с большими остановками, где можно было подкормить скот” [5]. Вместе с ними в Ясновку приехали Грабовецкие, Иваницкие, Неведомские, Фуркевич, Соломинские. По прибытию в Ясновку СКО Есильского района переселенцев разместили по домам сельчан. Затем для них всем селом  строили саманные дома. После окончания Ясновской школы с отличием Бронислав Иосифович поступил в Ленинский агрозооветтехникум. При учебном заведении был прекрасный парк; клуб, духовой оркестр и богатое подсобное хозяйство. В техникуме работали депортированные немцы, кандидаты наук, здесь продолжалась большая и интересная научная работа. Затем в 1949 году окончил естественно – географический факультет г. Петропавловска. Так как обучение в ВУЗе было двухгодичное, он поступает в Свердловский пединститут на географический факультет. В 1952 году окончил его. В последующие годы была проведена большая педагогическая и исследовательская работа. Работал в г. Нижний Тагил учителем географии,  завучем. Организовал во Дворце пионеров туристическо - краеведческий кружок. Среди его учеников были будущие Герой Социалистического Труда Н.А. Баринов, депутат Верховного Совета СССР И.М. Смолонский и другие. Работал и в школах, которые располагались в местах заключения. Это колония для бывших работнтков правоохранительных органов, где в это время сидел личный секретарь Берии Путимцев, лагерь для рецидивистов в Коксе. Женский лагерь на Каменке выделялся молодостью заключенных. Согласно “Указа Ворошилова”, за расхищение социалистической собстветственности, попадали девушки, окончившие десятилетку  и устроившиеся на работу в торговлю. За незначительные растраты давали до 25 лет. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию, затем преподавал в высших учебных заведениях Ростова. В ВУЗе руководил практикой студентов, договорился  с Гданьским университетом по обмену прохождения практики.  В последние годы активно работает в организации “Полония Дона”, принимает участие в исследовании истории заселения Донского края поляками, помогает учителям и ученикам ростовской школе № 97 по созданию мемориального уголка боевой славы ветеранов Войска польского, проживавших на Дону. Ведет активную переписку с поляками вернувшимися на родину. Один из них граф Михал Сабадах – владелец славянского музея Советской Армии, единственного на территории Европы. 20 тысяч солдат Советской Армии похоронены в польской земле и он решил в их честь открыть частный музей. Все экспонаты музея приобретены за его счет. Идея создания музея возникла у пана Сабадаха, когда советские войска выезжали из Польши. Многие военные из СССР оставили ему на память свои вещи. Когда в местной газете пан Михал прочитал заметку о том, что бюст Рокоссовского, стоявший перед домом офицеров в Логнице, пойдет на переплавку и из него изготовят колокол, срочно собрал немалые деньги и выкупил бюст Рокоссовского. Об этом случае узнал сын маршала. Виктор Рокоссовский поблагодарил пана Сабадаха за то, что он чтит память об его отце. Между ними ведется активная переписка. Граф подарил сыну маршала офицерскую польскую форму. Этот подарок стал экспонатом военного музея Северо–Кавказкого военного округа. В данное время в музее находятся 1200 экспонатов. Денег за посещение музея он не берет. Ежегодно у него бывает до 1500 человек. Кроме работы он занимается поисковой работой и посещает польских школьников, рассказывая о войне.

Вторая мировая война и в его семью тоже принесла трагедию. Отец графа воевал в польской армии, а брат в немецкой Пан Михал Сабадах день Победы отмечает 9 мая, а не как все поляки 8 мая. Кроме того, в его усадьбе проходит польский фестиваль военной песни. Пан Сабадах прекрасно владеет русским языком, первой его женой была внучка московского военного генерала. В 1948 году семью Сабадахов выслали из Ивана – Фрактовска на Колыму. Его отца польского графа, офицера Армии Врайоновой сослали на ”перевоспитание” и только после смерти Сталина семью Сабадахов освободили, а затем направили в Польшу. И, несмотря на все жизненные невзгоды, он остается, верен своим принципам. Гордость хозяина – бронзовый памятник маршала Рокоссовского занял в его усадьбе подобающее место, в центре усадьбы.

30 октября 2009 года президент России в своем выступлении по телевидению сказал:“ Память о национальных трагедиях так же священна как и победы. Ни что не может быть выше человеческой жизни”.

Зубенко Н.А., Грабовецкая Ю.С.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  Дымов О. Мы народ Казахстана. Астана 2004 г., с.528

2.  Кабульдинов З.В. Народ Казахстана: история и современность. Астана 20007. с 129

3.  Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Алматы, 1998г., с 168

4.  Там же, с 171

Респондент Радишевский Бронислав Иосифович
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?