Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстан – ОБСЕ: первые инициативы

3331
Казахстан – ОБСЕ: первые инициативы - e-history.kz
Для каждой страны эпоха определяет свой шанс на историческую миссию в масштабе всего человечества.

Для каждой страны эпоха определяет свой шанс на историческую миссию в масштабе всего человечества. Мадридская встреча министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, проходившая в 2007 году, возложила на Казахстан авторитетную и вместе с тем ответственную задачу по лидерству в ОБСЕ в 2010 году. Консенсус 56 стран мира был определен всем ходом исторических событий последних лет. Предпочтение было отдано уверенному и взвешенному курсу нашего государства и Президента Н.А. Назарбаева на устойчивое развитие, экономический рост, повышение благосостояния народа Казахстана, системные политические реформы и утверждение комплексной модели казахстанской демократии.

Лидерство Казахстана в ОБСЕ является также естественным результатом реализации стратегических задач по проведению разумной и взвешенной внешней политики, относительно высокого индекса основных направлений внутреннего развития казахстанского общества.

Наша страна стала не только активным участником международных организаций, но и сама выступила в качестве инициатора их создания.

Вступление Казахстана в январе 1992 г. в ОБСЕ (до 1995 года СБСЕ) было продиктовано стремлением нашей страны активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинском заключительном акте и в других документах ОБСЕ.

Какие же были первые предложения, первые инициативы Казахстана как нового члена ОБСЕ?

Эти инициативы достаточно четко обозначены в одном из первых выступлений Президента Н.А. Назарбаева, сделанном на пленарном заседании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое проходило в Хельсинки (Финляндия) в 1992 году, то есть всего через несколько месяцев после вступления нашей Республики в эту организацию.

Во-первых, это концептуальная идея, исходившая из геополитических реалий того периода и вызовов той эпохи, о распространении идей безопасности, как выразился Президент Н.А. Назарбаев, «с Европейского на Азиатский континент». Если прежде с трибуны ОБСЕ вели речь о едином пространстве от Ванкувера до Владивостока, то теперь сама жизнь вносила в такую формулировку необходимые коррективы. Происходит существенное дополнение системы мировоззренческих координат, соединяя оси «Запад – Восток» и «Север –  Юг» в единое целое.

Вторая инициатива являлась как бы практической мерой первой: для реализации, которой одним из первоочередных шагов в этом направлении могло бы стать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), направленное на расширение многопланового сотрудничества, стабилизацию политического климата, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов. СВМДА, в случае его успешной работы, могло бы стать основой для объединения всех национальных, региональных и международных организаций Азии, вне зависимости от религиозного фактора, в единую структуру по типу ОБСЕ. Напомню, что к тому моменту эту инициативу Казахстана уже поддержали Иран, Кыргызстан, Турция, Туркменистан, Пакистан и Узбекистан.

Третья идея, как следует из выступления Н.А. Назарбаева, – превращение столицы Республики Казахстан (тогда еще Алма-Аты) в центр процесса политической стабилизации и поддержки мирных инициатив на азиатском континенте. Как сказал тогда Президент, наша Республика готова взять на себя политические усилия по развертыванию этого процесса и «превращению в итоге Алма-Аты в азиатские Хельсинки».

Четвертая предложенная идея – это азиатская интеграция, которая, по мнению Президента РК, являлась составной частью естественно-исторического процесса, однако на пути которого может стоять непонимание части государственных деятелей и политологов Запада, которые, видя объединительные тенденции Востока, априорно трактуют их как разрастание исламского фундаментализма.

Пятое предложение – налаживание  постоянных контактов ОБСЕ и организации такого типа в Азии, выходящих на реализацию совместных инициатив и общих координационных структур.

Следующая инициатива стала неким итогом, очертив стратегическую цель всех предыдущих, – создание единого Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евразии.

Реализация этих инициатив должна предотвратить возможное глобальное противостояние по линии «Север – Юг», сделать мир более стабильным и предсказуемым.

Эта встреча глав государств и правительств в Хельсинки в 1992 году, на которой было широко заявлено о по сути миротворческих инициативах Республики Казахстан без преувеличения, знаменует собой качественно новый этап в истории международных отношений. Инициативы Н.А. Назарбаева, озвученные в Хельсинки, наложили особую миссию на нашу страну, суть которой – поддержание стабильности на огромном протяжении между Азией и Европой.

Лапин Н.С. Казахстан – ОБСЕ: первые инициативы// «Человек и закон»: Республиканская еженедельная юридическая газета. – 25 ноября 2010 г. – № 30. 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?