Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ради сохранения исторической памяти

2175
Ради сохранения исторической памяти - e-history.kz
В вузах Казахстана восстанавливаются кафедры истории.

Глава государства Нурсултан ­Назарбаев поставил задачу разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории». В числе ее главных целей – создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики, расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации, осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.

– Эта инициатива Нурсултана ­Назарбаева появилась не случайно, – отметил на расширенном заседании межведомственной рабочей группы, состоявшемся в июне в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева, Государственный секретарь Марат Тажин. – Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти – это единственный способ самосохранения вообще.

Перед учеными-историками стоят задачи по осмыслению истории с высоты современной науки и созданию целостной национальной исторической картины, по расширению тематического поля исследований в области новейшей истории. Требует серьезного научного осмысления казахстанская модель государственного строительства, роль личности Главы государства на новейшем этапе нацио­нальной истории. Предстоит сделать прорыв в проведении междисциплинарных исследований, а также радикально обновить исследовательский инструментарий и методы работы, смело использовать инструменты исторического моделирования и прогнозирования, позволяющие выявлять тенденции, связанные с будущим.

Важная роль в решении столь масштабных задач отводится ученым-историкам. Но кроме этого необходимо поднять уровень исторического образования, дабы подрастающие поколения знали свои корни, уважали традиции и обычаи. К сожалению, в предыдущие годы закрывались исторические факультеты, немалая часть кафедр истории, вследствие чего пострадали и научные кадры, и сама нау­ка как таковая.

И потому в целях восстановления закрытых ранее кафедр истории Казахстана в государственных высших учебных заведениях, а также создания самостоятельных кафедр истории Казахстана был проведен мониторинг. Он показал, что восстановление и создание кафедр истории Казахстана необходимо в 19 государственных вузах, в том числе в 6 национальных и 13 государственных.

За прошедшее с момента совещания время поручение по восстановлению и открытию научных подразделений исполнено всеми 19 вузами. Национальными – это Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева, Казахский национальный аграрный университет, Казахский национальный университет искусств, Казахская академия искусств им. Т. Жургенова, Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы. В этом же списке государственные учебные заведения: Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Атырауский институт нефти и газа, Государственный медицинский университет г. Семея, Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова, Карагандинский государственный индустриальный университет, Рудненский индустриальный институт, Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир-хана, Карагандинский государственный медицинский университет, Карагандинский государственный технический университет, Таразский государственный университет им. М. Дулати.

Кадровый потенциал новых кафедр – это 128 человек, в том числе 9 докторов наук, 73 кандидата наук. Остепененность составляет 64%.

Какие же цели и задачи стоят перед новыми кафедрами? Это направление вузовского курса на системное осмысление истории и исторических знаний, хроники событий, подготовка общих и специальных курсов по проб­лемам теории и методологии истории, современной структуры исторического познания, исторических школ и направлений. Кроме того, формирование у казахстанской молодежи исторического сознания, казахстанского патриотизма, уважительного отношения к традициям, государственным символам, к истории своего края, пропаганда исторических знаний, их популяризация путем подготовки фундаментальных учебников, написанных живым, увлекательным языком. К слову, Министерству образования и науки необходимо подготовить и представить на рассмотрение межведомственной рабочей группы план подготовки (написания) и внедрения в учебный процесс двух базовых учебников истории Казахстана: национальной истории с древнейших времен и до настоящего времени, а также новейшей истории независимого Казахстана.

В целом на сегодня кафедры истории Казахстана имеются в 59 вузах, в том числе в 9 национальных, 31 государственном, 1 международном, 9 акционированных, а также 9 частных вузах. И сегодня высшими учебными заведениями созданы рабочие группы по анализу и разработке новых учебных программ по истории Казахстана, а также по использованию передовых технологий в образовательном процессе.

«Казахстанская правда» с помощью собственных корреспондентов в регионах будет освещать работу кафедр истории, знакомить читателей с тем, как идет подготовка программ, методик, как проводятся научные исследования, предоставит слово самим ученым.

Татьяна ЕВСЕЕВА

Источник: Казахстанская прада 
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?