Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие культуры казахского народа, а также культур и традиций других этносов, населяющих Казахстан. 1990-2000-е годы стали, новым этапом в истории казахской национальной культуры. В эти годы были возрождены праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации – айтыс акынов. Для Казахстана в целом этот период был ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с первых лет независимости особое внимание уделяет культуре, ставшей одним из важнейших приоритетов государственной политики.
С обретением независимости казахский народ и другие этносы республики получили возможность широко развивать свои традиции, обычаи. По сведениям Министерства культуры и информации, в 1995 году культурно-просветительными учреждениями было проведено около 180 тысяч различных культурных мероприятий.
В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. В рамках празднования 150-летнего юбилея Абая в республике состоялись 156 новых театральных постановок.
В целях стимулирования дальнейшего развития музыкального искусства и творческого роста исполнителей прошли международные фестивали и конкурсы. В Алматы состоялись конкурсы «Азия дауысы», «Үкілі домбра», «Жігіт сұлтаны», «Қыз сыны», «Жас қанат» и другие культурно-массовые мероприятия.
В условиях развития независимого Казахстана стало возможным возрождение и развитие культурного наследия. Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Первого Президента Н.А. Назарбаева, как «В потоке истории», «Стратегия создания и развития Казахстана как суверенного государства», «Будущее Казахстана – в идейном единстве общества» и других. Развитие казахской культуры, пострадавшей от колониальной политики, благоприятствует общему социально-культурному и нравственному возрождению общества, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных взаимосвязей. В годы независимости были созданы десятки этно-культурных центров, творческих коллективов. Образованная Указом Первого Президента РК 1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана занимает центральное место в системе государственной национальной политики. Интегрируя свыше 820 этно-культурных объединений, она стала ключевым звеном общественного согласия, сочетающим возможности гражданского общества и государства.
В Казахстане действует 88 этнических общеобразовательных школ, в которых обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. В 190 специализированных лингвистических центрах изучаются языки 30-ти этносов. Ежегодно во Дворце мира и согласия проходит сессия Ассамблеи Народа Казахстана. В здании работают центры этно-культурных объединений. В 2010 году совместно с Ассамблеей во Дворце мира и согласия был открыт Музей национальных костюмов.
Поступательный рост экономики в Казахстане позволил оптимально проводить реформы в социально-культурной сфере. Была разработана Государственная программа поддержки культуры. 2000 год в Казахстане был объявлен Годом культуры. По данным Агентства статистики РК, в конце 2000-х годов в стране функционировали 48 театров, 62 концертных организации, 3539 библиотек, 154 государственных музея, 2259 учреждений клубного типа, 8 культурно-исторических заповедников-музеев, 42 парка отдыха и луна-парка, 4 зоопарка. За годы независимости было открыто 25 новых театров и концертных залов.
Расширяется культурная инфраструктура столицы Казахстана – Нур-Султана. Здесь действуют Казахский драматический театр имени К. Куанышбаева, Русский драматический театр имени М. Горького, Национальный театр «Астана Опера», Президентский культурный центр, Государственный цирк, Дворец мира и согласия, Центральный концертный зал, Национальный музей. В 2016 году в столице открыта Академия хореографии. В Казахстане действует 9,5 тысяч коллективов художественной самодеятельности, 7 тысяч из них (75%) – в сельской местности. В творчестве коллективов художественной самодеятельности принимают участие 125 тысяч человек.
Правительство РК большое внимание уделяет пропаганде казахстанской культуры за рубежом. Например, Казахстан подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с 49 странами ближнего и дальнего зарубежья. Значительным событием в жизни страны стали встречи министров культуры стран-участниц ШОС, заседания Постоянного совета ТЮРКСОЙ. Все это свидетельствует о том, что за период независимости произошло реальное возрождение и дальнейшее развитие казахской национальной культуры и культуры народа Казахстана в целом.
Государственная программа «Культурное наследие»
Сфера культуры получила мощный импульс развития, подкрепленная финансовыми ресурсами и высокой творческой отдачей. Программа «Культурное наследие», реализованная по инициативе Елбасы Н.А. Назарбаева (Указом от 13 января 2004 г.), стала отправной точкой масштабной работы по сохранению и развитию отечественной культуры. Событием мирового значения является включение в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО уникальных отечественных памятников – мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи, археологического комплекса «Тамгалы», а также объекта природного наследия «Сарыарка – степи и озера Северного Казахстана».
Глава государства Касым-Жомарт Токаев 21 мая 2021 года, поздравляя работников культуры и искусства с их профессиональным праздником, писал: «Вы прославляете Казахстан творческими достижениями, формируете нравственные ориентиры нации, способствуете приумножению духовного наследия в рамках концепции Рухани Жаңғыру. Желаю вдохновения и успехов!». Президент отметил большое значение искусства в духовном обогащении народа и заявил, что государство продолжит оказывать поддержку культуре, в том числе театру и кино.
С момента принятия программы «Культурное наследие» отреставрировано 136 культурно-исторических памятников; на территории Казахстана были проведены 39 сезонных археологических исследований на древних стоянках, поселениях и городищах; были организованы 15 экспедиций в Китай, Турцию, Россию, Монголию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и Западную Европу. В результате экспедиции было обнаружено около 5 тыс. ранее неизвестных рукописей и изданий, обогативших культурный фонд страны. Только по результатам экспедиций в Китай были обнаружены ранее неисследованные документы, имеющие непосредственное отношение к истории и культуре Казахстана: 3 тыс. на маньчжурском языке, 300 – на китайском, 60 – на чагатайском языке, 70 – на ойратском. Большим достижением является появление на свет нескольких сотен томов научных изданий по 16 направлениям, посвященных фольклороведению, литературоведению, искусствоведению, философии, политологии, языкознанию.
Государственная программа «Культурное наследие» реализуется поэтапно: 2004-2006, 2007-2008, 2009-2016, 2017-2021 годы, и готовится долгосрочная программа на ближайшие двадцать лет. Предусмотрено выделение значительных средств из государственного бюджета на систематизацию, сохранение и развитие культурного наследия. На первом этапе было выделено 2,7 млрд тенге, на втором – более 4 млрд, на третьем – более 5 млрд тенге.
Таким образом, казахская культура имеет глубокие корни. Различные исторические этапы, через которые проходила страна, оставили неизгладимый след в формировании культурного потенциала страны. Историко-культурное наследие является важнейшим признаком цивилизованного общества, оно включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности, которые не просто переходят от одного поколения к другому, а требуют приложения огромных усилий и средств в национальном, государственном масштабе. Культурное наследие - одна из основ формирования самосознания, оно обладает огромным потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.
Т.М. Аминов,
старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,
к.и.н., ассоциированный профессор