Сегодня, 28 июня, свой профессиональный праздник отмечают представители средств массовой информации Республики Казахстан. Изначально этот праздник именовался как День журналистики и ежегодно отмечался 10 мая, в день выхода первой казахоязычной газеты «Түркістан уәлаятының газеті» в 1870 году. Однако в 1997 году выяснилось, что за образованием этой газеты стояло царское колониальное правительство, которое, ко всему прочему, через первые казахские СМИ вело пропаганду колонизации вольных казахских степей.
С тех пор новой датой праздника стало 28 июня. Эта дата также была выбрана неслучайно. Дело в том, что именно в этот день в 1991 году был принят первый казахстанский закон о СМИ «О печати и других средствах массовой информации». Поначалу этот праздник назывался День печати, радио и телевидения и традиционно отмечался в последнее воскресенье июня, однако вслед за Указом Президента Республики Казахстан от 20 октября 2011 года его празднование было закреплено на 28 июня. Кроме того, праздник снова получил новое название, став Днем работников связи и информации. Так было до 2019 года. В 2019 году этот праздник был разделен на два — День работников связи и информатизации, празднование которого проходит 17 мая и приурочено к Всемирному дню электросвязи и информационного общества. А 28 июня теперь отмечается в Республике как День работников средств массовой информации
Портал Qazaqstan Tarihy присоединяется ко всему теплым словам, сказанным в адрес коллег, внесшим огромный вклад в формирование духа свободы у новых поколений, и высоко ценит труд журналистов, являющихся золотым мостом между государством и обществом. Между тем, редакция портала расскажет о первых казахских газетах и о представителях казахской интеллигенции, судьбы которых тесно связаны с журналистикой.
Когда мы говорим о первых казахских газетах, то, прежде всего, называем «Түркістан уәлаятының газеті», который начал выходить с 10 мая (28 апреля) 1870 года в центре Туркестанского генерал-губернаторства в Ташкенте. Это было не самостоятельное издание, а приложение газеты «Туркестанские ведомости», выходившей на русском языке. Ежемесячно два номера выпускались на казахском языке, два - на узбекском. На страницах газеты были опубликованы материалы о Чокане Валиханове, о восстании мангистауских казахов (1870 год).
В 1888 году начала выходить газета «Дала уәлаятының газеті», издававшаяся в Омске Степным генерал-губернаторством. После 1902 года обе газеты выходили как приложения к «Ведомостям» Акмолинской и Семиреченской областей. Эти органы по распоряжению властей издавались с целью закрепления колониальных захватов и духовного повиновения подданных на Востоке.
Эти газеты были правительственными. Колониальная администрация печатала в них указы царя, распоряжения правительственных органов, освещала процесс освоения колониальных окраин, разъясняла суть имперской политики. Таким образом, эти издания носили информационно-справочный характер. Наряду с этим на газеты была возложена миссия пропаганды образа жизни колониального края под эгидой империи. С этой целью в неофициальном отделе были опубликованы материалы по истории, этнографии (народные обычаи, традиции), литературное наследие казахского народа и других тюркских народов.
Такое положение сохранялось до первой русской революции. Именно с этого момента началось движение, направленное на пробуждение народного сознания. События 1905-1907 годов нашли большой отклик и в Казахстане. Казахская беднота не хотела отставать от русских рабочих и крестьян, поднявшихся на борьбу против царского самодержавия. В ходе этой борьбы демократические силы Российской империи не добились отмены цензуры, но была объявлена свобода слова и печати. Это дало возможность для выхода революционных изданий, выпуска антиправительственных газет и журналов.
Именно в этот период появились первые ласточки казахской независимой печати. Первая из них - это «Қазақ», вышедшая 2 февраля 1907 года в городе Троицке. Она открыто писала о колонизаторской политике царизма и объявила против нее политическую борьбу. Поэтому царское правительство закрыло «Қазақ» с первого же номера. Вторая независимая газета называлась «Серке», однако и ее тоже постигла такая же участь. После выхода газеты (она издавалась в Петербурге) в редакции появилась полиция, которая арестовала весь тираж, а редакцию закрыла на замок. Причиной тому послужила статья Мыржакыпа Дулатова против политики правительства. Царская власть также прикрыла большевистскую газету «Орал», выходившую с 4 января по 27 апреля 1907 года в Оренбурге. Причина: газета среди казахских рабочих города распространяла революционные идеи и призывала их готовиться к вооруженной борьбе.
Постепенно народ понял силу печатного слова. Это стало возможным благодаря казахской интеллигенции, представители которой работали переводчиками, писарями и другими служащими при генерал-губернаторах. Они были патриотами своего народа, в сердцах которых горел огонь любви к родной стране. Несмотря на то, что за ними постоянно следило бдительное око цензуры, они смогли найти возможность для издания периодической печати.
Новую страницу в истории казахской периодической печати открыл журнал «Айқап», первый номер которого вышел в 1911 году. Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт и прозаик, журналист. За четыре года существования журнала вышло 88 номеров. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало души многих прогрессивно мыслящих людей. Но они не в силах были что-нибудь изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь — путь создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айқап». Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала. Журнал «Айқап» выходил в Троицке до августа 1915 года.
В 1913-1918 годах выходила новая газета «Қазақ». Всего было выпущено 265 номеров, тираж каждого номера в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил до 8 тысяч. В газете поднимались вопросы перехода казахов от кочевания к земледелию. В этой связи пропагандировались вопросы культуры земледелия, вместе с тем не отрицалось, что и в кочевой жизни есть свои плюсы, много полезного, от чего не нужно отказываться, а что необходимо использовать. Поднимались также вопросы равноправия и свободы восточных женщин, проблемы межнациональных отношений.
В период между Февральской и Октябрьской революциями в Семипалатинске начала выходить газета «Сарыарқа». Редакторами ее были Райымжан Марсеков, Халел Габбасов. Газета опубликовала статью Алимхана Ермекова «Да здравствует Алаш, да здравствует!», в которой декларировала решение второго Всеказахского съезда (12 декабря 1917 года) о провозглашении автономии Алаш-Орды.
Появление первых казахских периодических изданий стало коренным поворотом в развитии культуры. Как известно, ни одна страна не может существовать без журналистики, без периодической печати. Страна без журналистики - это страна без своей летописи, без исторической памяти.