Западно-Казахстанская область - это богатая историческим и культурным наследием сакральная земля, которая все еще хранит в народной памяти священные места, оставшиеся от наших предков. Здесь находятся средневековое городище Жайық, курганный комплекс «Таксай», историко-музейный комплекс «Бөкей Ордасы», мавзолей Жумагазы Хазрет баба, известный как «Дадем ата», мавзолей поэта Алаша Гумара Караша и еще множество рукотворных памятников эпохи, тесно связанной с историей Алаша. Все это ценнейшие шедевры, сама история страны, которая и сегодня должны быть известна подрастающему поколению.
Однако для ее популяризации и пропаганды на страницах СМИ должна проводиться регулярная общественно-просветительская работа. В этой связи мы решили провести обзор и ознакомить читателей с рядом сакральных мест и исторических объектов, расположенных в данном регионе.
Исторический комплекс «Бөкей Ордасы»
В 500 км от областного центра Западно-Казахстанской области, в ауле Хан ордасы Бокейорданиского района расположен историко-музейный комплекс «Бөкей ордасы». Дорога до самого аула дальняя и требует капитального ремонта, поэтому здесь горожане нечастые гости. В прошлом году здесь были начаты ремонтные работы, строилась трасса до района. Проведение капитального ремонта дороги, несомненно, станет хорошим стартом для повышения значимости исторического края. Однако, несмотря на это, по словам сотрудников музея, сюда приезжают очень много туристов из-за рубежа, особенно из России.
В комплексе «Бөкей Ордасы» сохранились основные объекты эпохи правления Жангир хана и различные исторические артефакты того времени. При мимолетном взгляде на исторический комплекс современный человек откроет для себя не дух старины и древности, но почувствует веяние городской культуры нового типа. Причиной тому было то, что изделия и постройки, использовавшиеся во времена правления Жангир-хана, уже в то время получили широкое применение в степи и являлись доказательством появления степной европейской модели культуры. Такими были, к примеру, первая в стране ярмарка, аптека, больница, школа, казначейство, типография, школа для девочек, пожарное учреждение, противочумная станция и даже бильярдный зал. Все это представляет собой картину обновленного казахского общества.
Кроме того, в селе Хан ордасы остались следы более 40 зданий того периода. Войдя во дворец, где жил сам Жангир-хан, вы воочию увидите предметы быта, которыми пользовалась ханская династия. Это и кожаные стулья, и письменный стол, и посуда, и другие дорогие предметы ушедшей эпохи. В состав комплекса, кроме Ханской ставки, также входят построенный врачом А. Сергачевым в XIX веке дом и ханская мечеть. А в 3-4 км от села находится пантеон, состоящий из мавзолеев Жангир хана, кюйши Даулеткерея Шыгаева, этнографа Мухамед-Салыка Бабажанова.
Погребение Жумагазы хазрета
Не будет ошибкой считать, что каждый, кто когда-либо посещал Западный Казахстан, наслышан о знаменитом Жумагазы хазрете, более известном в народе как «Дадем Ата». Свое имя Жумагазы хазрет получил благодаря использованию своего дара ради сохранения сплоченности и во благо своего народа. Жумагазы хазрет Танкеулы был богословом, живший в XIX веке.
Мавзолей, построенный после смерти святого, находится в 18 километрах от аула Тоганас Сырымского района Западно-Казахстанской области. Согласно народным преданиям, он проходил обучение в Туркестане и служил в мечети Ходжи Ахмеда Яссави. Он написал несколько философских трактатов, которые большая часть которых была безвозвратно утеряна. Люди со всех концов Казахстана приезжают к мавзолею Дадем ата, совершают паломничество. Сегодня здесь, помимо самого мавзолея, построены мечеть и гостевой дом.
Мавзолей Гумара Караша
Мавзолей Гумара Караша - исторический объект, расположенный в селе Борсы Жанибекского района Западно-Казахстанской области. Несмотря на то, что поэт и общественный деятель Гумар Караш был рожден в местности Кыркудук Жанибекского района, его мавзолей был установлен на месте его гибели от рук злоумышленников в 1921 году.
Его стихи были богаты философскими мыслями, сам он внес огромный вклад в казахскую духовную культуру призывал народ к науке и просвещению. Его статья «Ар-ождан – сенім өлшемі», опубликованная в 1911 году в журнале «Шора» показывает, что он был человеком, которого советское мерило не смогло бы усмирить потому, как превыше всего он ставил именно совесть. В своих философских трудах он поднимал ряд вопросов на тему религии и уже в то время говорил, что социум нуждается в духовной реформе. Вместе с тем, в казахском обществе он ярко пропагандировал, что в стремлении к науке и образованию нужно брать пример из культурных стран.
Безусловно, в Западно-Казахстанском регионе много таких сакральных мест. На этот раз мы остановились лишь на трех местах, которые остались и прочно обосновались в памяти народа. Чтобы понять всю их значимость, глубже познакомиться с сакральными местами, нужно непременно посетить эти места. Кроме этого, в этом регионе есть удивительные места, полные легенд – Қызыл әулие, Аққұм, а в самом городе сохранились здания XVIII-XIX вв. К примеру, здесь до сих пор стоят здания, где некогда останавливались такие крупные представители русской литературы, как Пушкин, Толстой, Шолохов. Здесь также находятся музеи имени Дины Нурпеисовой, Сырыма Датулы, Габдоллы Токая. Поэтому каждому гражданину страны стоит посетить исторические места и хотя бы раз увидеть их своими глазами.