Замечательный живописец, акварелист, график Гани Баянов пришел в изобразительное искусство Казахстана в конце 1970-х годов. Уже ранние его работы «Зимний пейзаж», «Вечер», «Утро. Время цветения вишни», «Двое под дождем», приобретенные Государственным музеем искусств им. А. Кастеева, покорили не только лиризмом, но и каким-то неуловимым ощущением легкости, теплоты, превращающих обычный мотив в некое видение. Ему присущи черты художника-поэта, философия которого основана на поиске Истины. Уже более 20 лет Гани Баянов занимается акварелью.
Акварель — самая сложная и тонкая техника станковой живописи. При обманчивой кажущейся легкости она требует тщательного и терпеливого изучения, тонкого вкуса и чувства меры. Акварель по-особенному восприимчива к «темпераментному движению кисти», которое исходит из пребывающего в движении духа мастера. Не менее важной составляющей можно считать особую одухотворенность материала, его поэтичность.
Гани Баянов считает, что необходимы особые душевные качества, чтобы работать с акварелью и нельзя параллельно заниматься живописью и акварелью. В ней на полутонах можно выразить то, что невозможно отразить в масле. Акварели художника отличаются безукоризненным цветовым решением и неподражаемым виртуозным воссоединением фактуры и линии. Он не стремится к эффектности, наоборот, хочет показать, что акварель, это самостоятельный и серьезный материал.
Акварели Гани Баянова можно разделить на несколько серий. «Купальщицы» — волнующая тема для любого мужчины — у Гани Баянова явно восточные, что вполне естественно. Прежде всего, это культ степи — месяц и луна. Его работы, посвященные степи — это всегда обращение к прошлому, к далеким 1950-м годам, к воспоминаниям детства. Гани рано потерял мать, поэтому его всегда окружали женщины, многочисленные сестры, тети… Вечерами все собирались. Тихий говор женщин, керосиновая лампа, костры, сидят старики, дети рядом. В этом проявлялось единство семьи. Свет с тех пор у него всегда ассоциируется со светильником, который в суфийской философии являлся сосудом для души.
В «Путниках», «Бегстве в Ургенч» отражена вечная тема кочевников. Основанные на реальных событиях, эти работы перекликаются с библейскими мотивами, подчеркивая удивительное сходство чувств и переживаний разных эпох и традиций.
Серии «В мастерской», «Встреча», «Таинственная тайна художника», «Юдифь» — это обращение к великим мастерам западного искусства, встреча с живописцами прошлого, когда художник открыто вступает в разговор со временем, утверждая вечность и единство темы — художник и модель.
Цель выставки, как говорит Гани Баянов, еще раз показать богатые возможности акварели и определить ее как самостоятельный материал, который, к сожалению, до конца не раскрыт и не понят в казахстанском искусстве. Единственными действительными мастерами в этой технике были А. Кастеев и У. Ажиев. Ведь тонкие позывы души можно выразить только в акварели, а это очень важно для такого неординарного художника как Гани Баянов.
Выставка продлится до 30 ноября 2015 года.