
По окончании церемонии открытия мероприятия художник поделился историей своего профессионального пути, а также описал представленные на персональной выставке работы.
— Что явилось причиной выбранного Вами творческого пути?
— Мой дед, прадеды были народными мастерами по прикладному искусству. Бабушка — ткала, шила. И я также решил стать человеком творчества — художником, занимаюсь ювелирным искусством. Сколько себя помню, столько занимаюсь художеством, словно родился с карандашом в руках (улыбается).
"Махамбет", 1999 г., серебро, кожа, акрил
"Томирис", 2005 г., краска, масло, холст
"Түc", 2008 г., краска, масло, холст
"Жетісу светильник", алюминий, стекло, дерево, кожа
— Считаете ли Вы себя универсальным мастером, ведь не на каждой выставке можно увидеть такое разнообразие видов искусства, начиная от картин маслом заканчивая изысканными перстнями?
— Универсальность в своем творчестве я не вижу, так как в основе всего прикладного искусства — рисунок. Например, то же самое седло включает почти все виды искусства. Основа седла дает объемный вид, и без пространственного мышления невозможно сделать седло. Для изготовления кожаных вставок необходимо быть уже мастером по коже, для ковки уздечек и стремян — кузнецом, инкрустаций —ювелиром, вышивке по коже —вышивальщиком. В казахском искусстве один человек может охватить сразу несколько видов умений и навыков. Нельзя выделять одно искусство из нескольких, важно рассматривать его как единое целое.Я же выбрал несколько видов сразу. Я вижу картину в целом, в разные периоды я могу заниматься графикой, металлом, живописью, скульптурой, ювелирным делом, последнее наиболее дорого мне, наверное перешло по генам от моего деда. Есть также огромное желание заниматься керамикой, нона это сейчас в буквальном смысле этого слова нет времени, не говоря уже о недостаточности элементарного сна — сплю по два часа в день.
— Часто ли Вы проводите подобного рода экспозиции, участвуете ли в выставках за рубежом?
— Данная выставка —вторая по численности персональная выставка. За границей много участвовал в выставках группового формата, в Санкт-Петербурге, например, занял 2-е место по номинации «Украшения Нового Века». Касательно дальнего зарубежья, хочу сказать, что участвовал на многочисленных выставках, фестивалях Италии, Германии, США, Китая.
— Что является источником вдохновения для Ваших изысканных работ?
— Вдохновение для моих работ я черпаю в основном из истории, археологии, нежели только лишь из воображения или абстракции. Любое искусство основывается на истории, археологии, культуре, быте, обрядах того или иного народа. Мы, например, издавна работаем большей частью с узорами, а почему бы не привнести в работы новшество, например, не воспользоваться поговорками, астрологией, поверьем. Используя вышеперечисленные знания в изготовлении ювелирных изделий, мы получили, к примеру, легкие, современные и со смыслом браслеты. Среди украшений также можно увидеть и серьги, подвески, перстни.
— Каков Ваш вклад в развитие национального искусства?
— Насколько возможно вношу лепту в сохранение национальной культуры, хотя необходимо придумывать что-то новое, ранее не использованное. Выставка названа «Степная легенда» не зря — степь необъятна, загадочна, полна легенд и неразгаданных тайн, именно эти качества степи я и хотел отобразить в своих работах.
В целом, на выставке представлено более 200 ювелирных изделий и картин.
— Благодарю за интересную беседу и Ваше время!
Беседу вела Малика МУРСАЛИМОВА