Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Каржаубай Сарткожаулы: Музей тюркской письменности во всем мире есть только у нас

3072
Каржаубай Сарткожаулы: Музей тюркской письменности во всем мире есть только у нас  - e-history.kz
Портал National Digital History побеседовал с известным ученым-тюркологом, профессором Каржаубаем Сарткожаулы, расспросили о сегодняшней тюркологии и его перспективных возможностях

– С каждым днем растет интерес к цивилизации Кочевников. С новой стороны начали исследовать наследие предков обитавших на обширной территории между Хуанхэ и Дунаем. Как известный специалист тюрколог, что могли бы Вы сказать о сегодняшнем уровне исследования тюркской культуры, цивилизации кочевников?

– Со времен обретения Независимости начали больше обращать внимание к этому вопросу. Благодаря дальновидной политике Елбасы создана важная программа «Ұлттық тарих» («Национальная история»). Затем была реализована государственная программа «Мәдени мұра» («Культурное наследие»). В беседе с Елбасы у подножия Улытау прозвучали суждения об истории и сегодняшнем дне страны.

Буквально вчера, его статья «Курс в будущее: духовное обновление» стала большим историческим событием. Все это – забота Елбасы, которую он оказывает к истории нации, духовному наследии нации и четкое видение курса. Благодаря ему были произведены раскопки курганов и золотых людей эпохи сак-гуннов, огромное наследие предков найденные в Берельском могильнике, золотая сокровищница кок тюрков были собраны в одном центре и представлены народу мира.

Благодаря ему открылся музей «История письменности» в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. В страну возвратились копии Орхон-Енисейского памятников, и с научно-исследовательской точки зрения были выпущены книги, сборник. Образцы письменности, которой пользовались тюркские народы Евразииского пространства стали весьма ценным наследием мировой культуры. С размахом отметили 550-летие Казахского Ханства. Все это – эффективные плоды государственной политики.

– Для Западной цивилизации и тюрки, и кочевники характеризовались как «дикари», «нелюдимы». Однако западные ученые первыми открыли тюркский мир. Что побудило ученых Запада открыть замки тюркского мира?

– Изначально они и не исследовали культуру тюркских народов, его происхождение с целью его познания. Они хотели узнать наши внутренние тайны. Чтобы определить «От кого мы происходим?» случайно наткнулись на это добро. Вначале наткнулись на камень с надписью вдоль реки Енисей. Не смогли их расшифровать. Поначалу некоторые говорили что, они принадлежат культуре финов, другие говорили славянов, персов, арийцев. Заблудились говоря разные мнения. И в это время краевед по фамилии Ядринцев в поисках столицы Чингизидов - города Каракорым, едет в Монголию. Приехал, а там от города Каракорым не осталось и следа. А на его месте стоит огромный буддийский храм. От города остались лишь руины. Он был ошеломлен, не знал, что исследовать, и тут монгольские исследователи ему говорят, что есть такой же город Ордабалык. Был столицей Кок тюрков. Повезли Ядринцева в город Ордабалык.

По приезду на месте города он увидел огромную стелу. На стеле была надпись на трех языках. Надпись была на тюркском, согдийском, китайском языках. В конце концов он повстречал тюркскую рунику, которую когда-то видел на берегу Енисея. В то время не было понятия «тюрк». Тогда Ядринцев спросил у монгольских ученых «где еще есть такая стелла?». Они сказали: «есть на том берегу реки Орхон». В то время Ордабалык монголы называли – Карбалыс. Затем Ядринцев переплыв Орхон, проследовал далее. Расстояние между Ордабалыком и памятником Кюльтегин всего 15 километров. Теперь Ядринцев нашел памятник Кюльтегину. На одной стороне памятника были китайские иероглифы, на другой – древнетюркская надпись. Сейчас их называем «бітік жазу» - руническим письмом. Ядринцев в ручную копирует эти надписи, везет их в современный город Санкт-Петербург, защищает доклад на конференции, и затрагивает вопрос о возможной принадлежности этих надписей, наследия финнов.

В это время в Ленинград прибыли ученые из Европы. Среди них был финский ученый Геккель, он немедленно собирает экспедицию и в 1890 году прибывает в Орхон. Он так же все копирует, по дороге заезжает в город Киякты, там он встречает китайского специалиста по имени Папап и в разговоре решил спросить: «Везу такие вот вещи, сможешь прочесть?». В то время китайская письменность другой. Затем увидев надписи, он говорит: «Да это же надписи түукю». Затем прочитал ученый Шлегель, он тоже пришел к выводу, что это тюркские письмена. С этого времени мир разделился на половину. Появился интерес к культуре кочевников, и на арену мировой истории вышло наследие тюрков.

– Несколько лет назад в Монголии вы нашли потрясающий подземный купол. Это стало открытием в мировой науке. Закончили ли полную раскопку купольного комплекса? Какие достояние, касательно, истории кок тюрков нашлись под куполом?

– Эта историчесая находка была найдена на возвышенности Шатыртау (Майхан-уул) расположенной к западу от города Улан-Батор – столицы Монголии. Это была археологическая экспедиция, которая состоялась на основании договора о создании Совместной экспедиции между Евразийским национальным университетом им. Л.Н.Гумилева и Институтом истории при Академии наук Монголии. 6 лет назад, то есть в июле 2011 года мы вели раскопки на монгольской земле. Этот древний купол я видел лет тридцать тому назад. И с тех пор «чесались руки». Возвышенность Майхан-уул загромождена почвой в виде искусственного холма. Оказалось, это - мавзолей с куполом, расстянутый на несколько метров. Наружность огорожена вкруговую арыком. Это я заметил сразу, и предупредил что раскапывать купол нельзя. В мавзолее были найдены 464 ценных артефактов. Среди них есть и бриллиантовое кольцо. Памятник – наследие наших предков живших на территории современной Монголии в VII веке д.н.э.. Поначалу мы даже и не думали, что здесь находится такой ценный артефакт.

Артефакты из мавзолея доставили в музей построенный японцами в городе Каракорым. Теперь нам нужно получить копии. Изначально когда заключали с ними договор с соблюдением «Международных норм», мы сказали: «Это все останется у вас. Мы ничего не увезем. А вы дадите нам копию», на том и подписали договор. А теперь наши не шевелятся. Когда Елбасы поддерживает такие возможности, получается, что у нижесидящих не «работают головы». Честно говоря, у многих чиновников отсутствует гордость за нацию.

В музее «История письменности» расположенной в главном здании Евразииского национального университета есть план-схема комплекса. Мы тоже уведели план-схему мавзолее ставшего подземным куполом. Как Вы узнали о существовании особенного купола? Как начинались раскопки?

- Поначалу археологи думали пробить крышу и попасть внутрь. Но я им сказал что так не получится. Я чувствовал, что здесь есть огромный купол. Затем начали раскопки одного края высокого холма. Через 4-5 метров начал меняться цвет почвы. И в этот момент мы сняли мавзолей на картографический аппарат, и начали применять особую методику. Если бы мы вошли бы во внутрь пробив крышу, то разрушили бы уникальный памятник века. А его восстановление не такая уж и простая работа. Наконец, мы нашли дверь ведущую в мавзолей, рассмотрели, что добавляя траву в грязь, и хорошо замешивая ее, они, таким образом, штукатурили стены. Таким образом была найдена дверь коридора ведущего в подземный мавзолей. Пандус длиной в 42 метра, начинающийся от поверхности земли, достигает подземный мавзолей. В коридоре находилось 4 арки.Толщина каждой арки около полутора метров.

Это – огромное достижение наших археологов. Найти дверь неизвестного объекта в бескрайней степи и попасть таким образом во внутрь было равно тому, как найти неизвестный сосуд на теле человека и проделать операцию, которая, в свою очередь является вершиной совершенного мастерства. Мы открыли точно таким образом, как древние тюрки 1300 лет назад раскапывали и закапывали подземный объект. В результате, мы полностью сохранили архитектурную структуру, облик подземного мавзолея раннесредневековых тюрков. Мы назвали этот комплекс «кесене» (мавзолей). Народ устанавливал мавзолей своим великим правителям, героям, деятелям, жившим во благо народа. Установление мавзолея выражает любовь, уважение, особое отношение к этим людям. Можем сказать только то, что комплекс был построен одному из вождей.

В частях древнего купола где расположены 4 арки нарисованы флаги трех сторон (крыло). То есть, флаги правого крыла, левого крыла, центрального крыла. Одежда на скульптурах в том же состоянии. На двух стенах входной двери коридора изображены два тигра длиной в 9 метров. Красный тигр пылает огнем. То есть, это тотем наших предков. Дух (кие) Кок тюрков. Поэтому восточные народы ставили статую или скульптуру внушительных, грозных животных, как тигр, лев перед храмами или правительственными зданиями, дворцами. Эта традиция продолжается и по сей день. На стенах коридора подземного мавзолея нарисованы мужчины, придерживающие лошадей, также есть рисунки человека ведущего на поводу борзую собаку, человека, со свешанным мечом. Посмотрев на это, можно смело сказать, что традиция рисовать настенные рисунки существовала издревле. Потому, что настенные рисунки считаются явлением китайской культуры.

Сокращенный перевод беседы

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?