Одним из интереснейших аспектов истории Центральной Азии является средневековая история Казахстана XV-XVI вв. Она нам известна в основном благодаря мусульманским и русским данным. Однако о казахах и других народах Казахстана знали и в Европе. Заданием данной штудии является анализ европейских данных о казахах и других народах западноевразийских степей XV-XVI вв. в исторических сочинениях стран Центральной и Западной Европы XVI – начала XVII в.
Мацей Меховский
Нужно отметить, что история народов, проживающих на территории Казахстана интересовала центрально-европейских авторов. Среди них, как правило, больше всего информации было у поляков. Одним из первых сочинений эпохи Ренессанса, где описывались тюркские народы западно-евразийских степей, был «Трактат о двух Сарматиях».
Трактат о двух Сарматиях. Титутльный лист
Это было историко-географическое сочинение, изданное в 1517 г. Автором был придворный астролог и врач короля польского и великого князя литовского Сигизмунда І Старого Мацей Меховский (1457-1523). Этот ученый получил образование за границей и был широко начитан, в частности использовал для своей работы хроники польских и других центрально-европейских хронистов. Кроме того, некоторое время он был ректором Ягеллонского университета в Кракове. Занимал он и административную должность вице-канцлера и видимо благодаря этому он был знаком с дипломатическими документами. Мацей Меховский не знал о казахах, но называл ногайцев ногайскими татарами или оккассами. Оккас это перекрученное имя бия Ваккаса. Ногайцев считали недавно возникнувшей ордой. По данным Мацея Меховского Ногайская Орда возникла в 1447 г. около замка Сарай. Мацей Меховский отмечал, что ногайцы наиболее многочисленны и могущественны в его время, что ними правят сыновья и внуки Оккаса. Они не используют монеты и обменивают на разные вещи рабов и скот. С восточной стороны они примыкают к Московии и часто нападают на эту страну. Ногайцы были им отнесены к народам Азиатской Сарматии, как и все так называемые «татарские» народы, которые изображались по шаблону. Мацей Меховский был неплохим историком и географом и остро критиковал заблуждения современников.
Одним из важных источников по истории Восточной Европы является «Хроника Европейской Сарматии», изданная Александром (Алессандро) Гваньини (1538-1614) в 1578 г. в Кракове на итальянском. На польский язык его хроника была переведена в 1611 г. незадолго до его смерти. Александр Гванини даже в названии подражал Мацею Меховскому. Вместо скупых упоминаний о нескольких «татарских» народах, он посвятил им целую главу.
Несмотря на то, что его сведения не совсем точны, это является показателем того, что тюркским миром интересовались и в Польше. Сам Александр Гванини был итальянцем, который находился на польской службе. Он как военачальник участвовал в Ливонской войне, во время которой был комендантом Витебска. Он по возможности старался избегать повторения информации.
Карта голландского картографа Гесселя Герритса, составленная в 1613 году
Александр Гванини указывал, что ногаи живут ближе всех к Казанскому ханству и живут на реках Волга и Яик. Ногайская Орда состоит из трех орд – Шарай, Яик, Камма. Ногайцы свободный и жестокий народ, не знающий закона и отдающий превосходство сильным. Главным над ними есть Казлимурза, однако они его слушают не всегда. Они не земледельцы, а их богатство измеряется количеством скота. У человека может быть несколько сот овец, несколько десятков коней и около десятка верблюдов. Они пьют кобылье молоко и едят мясо коней и баранов. Ногайцы сушат и вялят мясо. Они постоянно перемещаются и не имеют постоянных жилищ. Они воюют против Москвы и, когда их разбивают, а их имущество забирают московиты, среди них начинается большой голод.
Перед рассказом о ногайцах у Александра Гванини был рассказах об ордах шибанской (кочевые узбеки), казацкой (казахи) и тюменской (Сибирское ханство). Указывалось, что они живут на восток от Казанской Орды и Вятки. Численность их жителей оценено в 10 тыс. людей каждая. Отмечено, что местные татары живут в лесах и диких полях. Они имеют много жен и при помощи колдовства вызывают дождь. Они не едят хлеба и пьют кумыс.
Александр Гванини под 1509 г. сообщал, что в битве с ногайцами погибло два сына крымского хана. Под 1510 г. он сообшал, что Мехмед-Гирей победил ногайцев и увел в плен 70 тыс. их людей. Было сказано, что ханский сын застиг их неготовыми к бою. Александр Гванини указывал, что во время Ливонской войны на помощь русским пришло немного ногайцев под Великие Луки и Усвят.
Кратко о ногайцах писал Мацей Стрыйковский (1547-до 1593) в своей «Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси». Это хроника была издана в Кенигсберге в 1582 г. на латыни. Сам Мацей Стрыйковский был шляхтичем и принимал участие в Ливонской войне находясь под командованием Александра Гванини. Также он был дипломатом и был отправлен с дипломатической миссией в Османской империи. Также он имел опыт управления, поскольку в конце жизни был каноником Жемайтии. Касательно же его сочинения, то оно содержало много интересных данных. История ногайцев естественно воспринималась через призму политики крымского хана и русского царя. Нужно отметить, что в своей хронике Мацей Стрыйковский показал и свой талант писателя. Вместе с прозой при описании исторических событий он любил рифмовать и писать стихи. Однако в случае с ногайцами информация подавалась в повествовательной форме. Мацей Стрыйковский под 1509 г. сообщал о победе ногайцев над крымскими татарами. Под 1510 г. он сообщал, что крымские татары победили ногайцев и на Волге и Каме опустошили вражеские владения. Мацей Стрыйковский упоминал, что в 1568 г. поляки и литовцы отогнали войско русских и ногайцев от Витебска.
Некоторые данные о ногайцах можно получить из «Польской хроники» Марцина Бельского (1495-1575). Это историческое сочинение было издано после смерти самого автора его сыном Иоахимом Бельским в 1597 г. Сам автор примечателен тем, что впервые стал писать не на латыни, а на польском языке. Его интересовала не только история своей страны, но и история всего мира, поэтому его хроника полна известиями о событиях, происходящих в разных уголках Европы, даже таких далеких как ногайские владения. Естественно ногайцы упоминались в контексте политики крымского хана. Это в целом было характерно для польской исторической традиции. Нужно сказать, что он был не чужд высокой словесности и был поэтом и писателем. В одном из его сочинений в стихотворной форме описаны обязательства воина. Сам Марцин был шляхтичем и состоял на службе великого коронного маршалка Петра Кмиты. Он участвовал в молдавско-польской войне 1531 г. Также он управлял своим поместьем и имел достаточно времени для написания своего титанического труда. По данным Марцина Бельского, Менгли-Гирей через своих послов в 1509 г. договаривался о мире с Сигизмундом. Сам он был занят походом против Молдавии, правитель которой Богдан Штефанович заручился помощью венгерского короля Лайоша II. Отступить крымцев из Молдавии заставило вторжение ногайцев. По сведениям Марцина Бельского в 1509 г. Менгли-Гирей в битве с ногайцами потерял двух сыновей.
Отдельно нужно сказать о трактате Венцлава Миколаевича, который более известен как Михалон Литвин. Есть, однако, предположение, что настоящее имя Михалона Литвина – Михаил Тышкевич. Сочинение же носило название «О нравах татар, литовцев и москвитян». Оно было написано в 1548-1551 г. и носило исторический характер. Географических сведений в нем мало. Подобно Мацею Меховскому он указал только название татарских орд. Исторические сведения у него сохранились в основном по крымским татарам. Михалон Литвин называл пятую из татарских орд казацкой, то есть казахской. Он также знал и о Ногайской орде.
В украинском «Острожском летописце» в 1516 г. упоминалось о подчинении ногайцев крымским ханом. Сам Острожский летописец является конспектом хроник Марцина Бельского и Йоахима Бельского, но у него были и оригинальные данные. Хронология события была доведена до 1636 г., что дает возможность предполагать, что временем написания хроники был 1637 или 1638 гг. Местом написания хроника был волынский город Острог. Острожский летописец был придворным летописцем украинских магнатов князей Острожских. Персона автора хроники не выяснена и анонимна.
Григоре Уреке (1592-1647) был хронистом из Княжества Молдова. Он получил образование, находясь на учебе в Львове. На государственной службе, он пребывал в должностях логофета, спэтара и великого ворника. Он имел доступ к документам на польском и старорумынском языках. Его сочинение называлось «Летопись земли Молдовской от Драгоша до Аарона воеводы», которое он так не успел закончить. Книгу же издал Симеон Даскел, выделив отдельно текст Григоре Уреке, отдельно свои добавления. Летопись Григоре Уреке была практически первой исторической хроникой, написанной на старорумынском. До этого хроники писались на западнорусском литературном языке (официальном языке Великого Княжества Литовского). В сочинении Григоре Уреке заметно влияние польских сочинений, в частности Мацея Меховского. Подобно Мацею Меховскому он упоминал так называемые татарские народы, но детально рассказал, пожалуй, только о крымских татарах и татарах Большой Орды. Молдавский хронист Григоре Уреке писал, что в Пустынной Тартарии находятся орды казахская, шибанская, ногайская и тюменская. Летописец не знал о них ничего, кроме названия. В государственном архиве Великого Княжества Литовского «Литовской метрике» данные о казахах были использованы в контексте литовско-крымских отношений. В архиве сохранялись финансовые и посольские документы. Правда, в письме Сигизмунда I Мехмед-Гирею I упоминалось, что в 1520 г. казанский хан Касим вместе с астраханским ханом Джанибеком отправил послов и присягнул. В послании великого литовского князя крымскому хану от 1521 г. он уже назван козацким. В обоих случаях разговор идет о казахском хане Касиме. В послании от 1522 г. крымский хан информировал, что Алаш и Агиш Атачик прогнали своего хана Буидаша и забрали его жену себе. К Сигизмунду прибывало посольство и там утверждалось, что Алаш и Агиш Атачик выразили готовность служить крымскому хану. Он прямо об этом написал Мухаммед-Гирею в письме от 1522 г. Куда лучше поляки и литовцы были информированы о ногайцах. К моменту падения Большой Орды ногайцы уже создали Мангытский Юрт в Волжско-Уральском регионе. Они стали известны миру, в частности литовцам и полякам, которые хотели наладить с ними дипломатические отношения. В 1503 г. на содержание послов от ногайцев и Большой Орды было потрачено 484 коп и 40 грошей. Тогда ногайцы действовали в связке с Шейх-Ахмедом (Джучиды из династии Намаган). Когда же тот попал в плен, то они напрямую ссылались с иноземными правителями. Из Литвы к ногайцам собиралось большое посольство во главе с Иваном Крошинским. Расходы на него составили 630 золотых дукатов и 415,5 коп грошей. Литовцев в 1503 г. не столько интересовал сам Шейх-Ахмед, сколько возможность наладить контакты с ногайцами. Однако большому посольству помешали внешнеполитические обстоятельства. После того, как Шейх-Ахмед потерпел полный крах, его послы получили всего 17 коп и 20 грошей, а к ногайцам был отправлен послом Яцько Ратомский с суммой в 164 коп грошей. Осенью 1503 г. Шейх-Ахмеда покинули и ногайцы.
Отдельно стоит остановиться на «Записках о Московии» Сигизимунда Герберштейна. Это сочинение было издано в 1557 г. на латыни в Антверпене. Ее автором был Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566), уроженец провинции Крайна и член немецкой аристократической семьи Герберштейн из Штирии. Он владел южнославянскими языками, что помогло ему во время визитов в Россию. «Записки о Московии» были созданы по материалам сведений, собранных во время визитов в Россию в 1517 и 1526 г. На переговорах он представлял Священную Римскую империю немецкой нации или точнее Австрию. Сигизмунд Герберштейн в главе о татарах не упоминал о казахах, зато у него были сведения о ногайцах. Он считал их одной из татарских орд и считал мусульманами. О ногайцах немец знал только их название. В его сочинении куда больше сказано о казанских и крымских татарах.
Итальянцы воспринимали ногайцев как соседей России. Паоло Джовио (1483-1552), епископ Ночерино, придворный врач Папы Римского, итальянский гуманист, написал «Записку о московском посольстве» в 1525 г. Он как географ и историк описал географическое положение Ногайской Орды. Паоло Джовио, однако, совмещал с описанием реалий анахронизмы. Так он писал, что за Шибанской Ордой находится Ногайская Орда, которая славится богатством и воинской доблестью. Управляется она мудрыми старцами и храбрыми мужами. На юг от них живут жагатаи. И джагатаи, под которыми подразумевались владения Тимуридов, и Шибанская Орда, как государство кочевых узбеков, к тому моменту стали историей.
Франческо Тьеполо, который был итальянским писателем, на заказ Венецианской Республики составил сочинение «Размышление о Московитских делах». Он творчески переработал сведения Вильгельма де Рубрука, Мацея Меховского, Амброджио Контарини. В отношении ногайцев он сообщал новейшую информацию. Франческо Тьеполо указывал, что герцог московитов держит отряды конницы в Цитракане (Астрахани), Кассане (Казани) и Вяткане (Вятке) для предупреждения набегов ногаев и татар. Сообщалось, что во время войны в Ливонии ногаи напали на московитов и с большой добычей и многими пленными пришли к Волге, не довольствуясь этим, они с большим войском вторглись вновь и были побеждены московским герцогом, который заманил их в засаду. Особо необходимо сказать о сведениях голландцев, касающихся истории Казахстана. Их сведения относятся к истории ногайцев. Она была воспринята ими через призму истории России.
Так одним из важных источников является «Донесение о московитских смутах» от Исаака Массы (1586-1643), голландского писателя и купца, который побывал в России с торговой целью в 1601-1609 гг. Данные о России он опубликовал в 1612 г. И посвятил их Морицу Оранскому. В сочинении нашли отображения события времен Ивана Грозного. Исаак Масса сообщал, что во время взятия русскими Хаджи-Тархана прибыли два царевича из Нагайи (Ногайской Орды) Едигер и Кайбула, сыновья одного из могущественных ногайцев Аккубека. Они желали принять христианство.
Сведения о ногайцах были в «Книге о великом и могущественном царе России». Ее автором был Ричард Ченслер (1521-1568), который в 50-х гг. XVI в. посетил Россию. Он писал, что Иван Васильевич держал против ногайских татар 60 тыс. конницы.
Наибольший объем материалов о ногайцах среди англичан был у Энтони Дженкинсона (1529-1610). Он был английским путешественником и был в России и Средней Азии. Именно в его «Описании Московии, России и Тартарии», опубликованном в 1562 г., было сказано о ногайцах. Энтони Дженкинсон сообщал, что земля на левом береге Волги от Камы до Астрахани и по побережью Каспийского моря до татар-туркменов называется Мангат или ногайцами. Когда англичанин в 1558 г. был в Астрахани, их земли охватил мор, и умерло 100 тыс. чел. Русские воевали с ногайцами. Страна ногайцев после мора оказалась незаселенной к удовольствию русских. Ногайцев возглавлял мурза, и они состоят из орд, каждую из которых возглавлял свой мурза. У них нет городов и домов, и жили они в полях. Во время кочевок их жилище палаток на возах. Ногайцы мусульмане и у них по 4-5 жен. Ногайцы народ мятежный и склонен к убийствам. Монет они не употребляют и меняют скот на одежду. Они едят мясо и пьют кумыс, которым напиваются допьяна. Они опытные в военном деле и презирают крепости.
Также о ногайцах остались воспоминания в сочинении Джайльса Флетчера (1548-1611). Этот англичанин находился в России с дипломатическим поручением в 1588-1589 г. Его сочинение, где были упомянуты ногайцы, называлось «О русском государстве». Оно было впервые издано в 1591 г. в Лондоне. Джайльс Флетчер писал, что ногайцы похожи свои бытом, внешностью и управлением на крымских татар, а отличаются только по названию. Он не стал описывать быт ногайцев, считая его тождественным быту татар.
Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам. Большинство центрально-европейских сведений о тюрко-татарских государствах восходит к неизвестному источнику второй половины XV в., поскольку наименования тюркских ханств известных в польских источниках характерна именно для этого времени. О казахах, кочевых узбеках и сибирских татарах в Центральной Европе знали только, что они тюркские кочевники и само их название. Намного больше знали европейцы о Ногайской Орде. Мацей Меховский даже знал о бие Ваккасе. Было известно, что ногайцы управляются мирзами. Особо стоят сведения в «Литовской Метрике». В отличие от компилятивных и часто недостоверных сведений хроник и географических трактатах в «Литовской Метрике» события описаны со скрупулезностью и точностью (правда, не обошлось без описки). В западноевропейских источниках XVI – начала XVII в. казахи не упоминались, но были сведения о ногайцах. В итальянских и английских сочинениях ногайцы изображены как враги и соседи русских. Голландец Исаак Масса был склонен их рассматривать как союзников русских.
Ярослав ПИЛИПЧУК
кандидат исторических наук
Литература:
1. Меховский Меховский.. Трактат о двух Сарматиях // Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. Сокровенное Сказание монголов. – Рязань: Александрия, 2009. – С. 92.
2. Гваньїні Олександр. Хроніка Європейської Сарматії. – К.: Вид. дім Києво-Могилянська Академія, 2009. – C. 707.
3. Гваньїні Олександр. Хроніка Європейської Сарматії. – К.: Вид. дім Києво-Могилянська Академія, 2009. – C. 362-363.
4. Гваньїні Олександр. Хроніка Європейської Сарматії. – К.: Вид. дім Києво-Могилянська Академія, 2009. – C.238
5. Стрийковський М. Літопис польський, литовський, жмудський і всієї Руси. – Львів: Наукове товариство ім. Т. Шевченка у Львові, 2011. – С.872, 939-941.
6. Kronika Polska Marcina Bielskigo. T.2. Ksiega IV-V. – Sanok: Naklad i druk Karola Polaka, 1856. – S.961-962
7. Kronika Polska Marcina Bielskigo. T.2. Ksiega IV-V. – Sanok: Naklad i druk Karola Polaka, 1856. S. 954
8. Литвин Михалон. О нравах татар, литовцев и москвитян. – М.: Издательство МГУ, 1994. – С.151. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin/frametext1.htm
9. Бевзо О.А. Львівський літопис та острозький літописець. – К.: Наука думка, 1971. 200 с. http://litopys.org.ua/ostrog/ostr02.htm
10. Константин Г.Н. Первое сообщение о народах Дальнего Востока в румынской литературе// Народы Азии и Африки. – № 3. – M., 1962. http://www.vostlit.info /Texts/rus15/Ureche/text.phtml?id=3014
11. Трепавлов В.В. Казахские ханы XVI в. в Литовской метрике// Отан тарихы. № 3 (63). – Алматы, Редакция журнала Отан Тарихы, 2013. – С. 54-61.
12. Довнар-Запольский М. Литовские упоминки татарським ордам. Скарбовая книга метрики литовской 1502-1509. – Симферополь: Типография Спиро, 1898. – С. 8-11.
13. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. – М.: Изд-воМГУ, 1988. – 430 с. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext7.htm
14. Иовий Павел. Посольство Василия Иоанновича, великого князя московского к папе Клименту VII // Библиотека иностранных писателей о России. Т. 1. – СПб., 1836. http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Iovij/text.phtml?id=574
15. Рассуждение о делах московских Франческо Тьеполло // Исторический архив. – Т. 3. – М.-Л., 1940. http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tiepolo/frametext.htm
16. Масса И. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года, за короткое время правление нескольких государей. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 208 c. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/massa.htm
17. Середонин С.М. Известия англичан о России XVI в. // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. № 4. – СПб., 1884. http://www.vostlit.info /Texts/rus6/Chanselor/text1.phtml?id=1769
18. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. – М.: Соцэкгиз, 1937. – 308 с. http://www.vostlit.info/Texts /rus11/Jenkinson/ text22.phtml?id=420
19. Флетчер Дж. О государстве русском. – М: Захаров, 2002. – 169 с. http://www.vostlit.info /Texts/rus4/Fletcher/frametext4.htm
Об авторе: Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».