Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

100 шагов: модернизация судебной власти

1717
100 шагов: модернизация судебной власти - e-history.kz
В марте 2015 года на XVI съезде партии «Нур Отан» Президент РК Н.А.Назарбаев выдвинул 5 институциональных реформ для укрепления казахстанской государственности

и вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. 

Второй пункт обозначенных целей вместе с правами человека направлен на обеспечение верховенства закона, гаранитрующего защиту прав на собственность, договорных обязательств, а в конечном результате – условий для основы экономического роста – предпринимательской деятельности. Согласно поручению Главы государства, был принят План нации – 100 конкретных шагов, который включает 11 целевых шагов, направленных на модернизацию судебной системы.

В Республике Казахстан целью судебной власти является защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение соблюдения законов, других нормативных правовых актов, международных договоров и принятие справедливых решений. Поэтому весьма важно, чтобы суд был высшим государственным органом, имеющим высокий авторитет и широкое признание в народе.

Кстати, авторитет суда непосредственно связан с его решением, квалификацией, принципами и личными качествами судей. Поэтому, в декабре 1996 года в ходе І съезда судей был основан Союз республиканских судей Казахстана. С тех пор в истории судебной системы республики произошли большие перемены, определившие дальнейший ход судебных реформ в стране. Это были годы непрерывных поисков, смелых решений в реформировании судебной системы, формировании справедливого суда нового времени.

Для защиты целостности независимого государства, усиления эффективности внутренней и внешней политики необходимы надежные законы и справедливые суды, охраняющие эти законы. Так как главной обязанностью суда является защита прав и свобод, а также законных интересов как физических, так и юридических лиц, обеспечение выполнения законов и иных нормативно-правовых документов, международных обязательств, вынесение справедливых решений, в Казахстане в первую очередь охраняются права и законные интересы его граждан, поскольку их права и свободы являются главными ценностями государства.

25 декабря 2000 года был принят Конституционный Закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». А в 2004 году Указом Президента РК были образованы сециализированные административные суды. Таким образом, постепенно стали решаться проблемы с материально-техническим обеспечением судов, поставленных на обсуждение на ІІ и ІІІ съездах судей Казахстана – открыт центр по подготовке и переподготовке судей, укреплена материально-техническая база судов.

На IV съезде судей РК, состоявшемся в 2005 году, были обсуждены проблемы формирования казахстанской модели суда присяжных, расширения судебного контроля в досудебном производстве, создание судебного жюри и др. После созыва и проведения IV съезда судей в Казахстане был принят ряд законов по дальнейшему укреплению статуса судов. Так, принятая 8 ноября 2008 года новая редакция Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» укрепила статус Совета в качестве государственного органа при Президенте РК, созданным в целях обеспечения конституционных полномочий Президента по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Кроме того, был принят Конституционный закон «О внесении изменеий и дополнений в Конституционный закон о судебной системе и статусе судов Республики Казахстан».

С 1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ». Вступили в силу 59 законов, формирующих принципиально новую правовую сферу для развития государства, экономики и общества.

План нации, ведущий всех казахстанцев, поставивших перед собой цель войти в будущем в число 30 развитых государств мира и сделать свою страну процветающей, имеет огромное значение. Поэтому в части «Законность и правопорядок» подчеркнуто, что во всей правоохранительной системе обеспечение прав и свобод граждан, строгое соблюдение законов и усиление правового порядка должны быть нашим главным вектором, и определено, что в рамках законодательного обеспечения приняты Гражданский процессуальный кодекс и Закон «О Высшем Судебном Совете», а также внесены необходимые поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Состоялся переход от пятиступенчатой к трехзвенной системе правосудия. В рамках «Обеспечения верховенства закона» были рассмотрены 19 конкретных шагов, формирующих правовую систему государства, 11 из которых направлены на реформирование судебной системы. Справедливость независимого суда и государственная правоохранительная система должны быть ориентированы на реализацию прав и свобод граждан, неукоснительное соблюдение законов и укрепление правопорядка. Это даст возможность добиться поставленных целей и реализовать мечты нашего народа.

В Плане нации «100 конкретных шагов» подняты много важных проблем. Например, в 16-шаге прописано, что для облегчения гражданам доступа к правосудию необходима оптимизация инстанций судебной системы, переход в аппеляционную, кассационную систему правосудия. Глава государства отмечает, «Остаются только апелляционная и кассационная инстанции. При этом значительно усиливается роль судов первой и апелляционной инстанций, в которых будет рассматриваться большинство дел. Такая мера предотвратит судебную волокиту и сократит сроки принятия судебных вердиктов... Залы судов оснащаются аппаратурой аудио- и видеофиксации судебных разбирательств без какой-либо возможности приостановить или редактировать запись». Таким образом, отныне все судебные разбирательства будут фиксироваться специальными аудио- и видеорегистраторами.

В Плане нации особое внимание уделяется прозрачности судебной системы. Так, в 20-шаге установлено «Внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации». Этот шаг покажет простым гражданам республики насколько объективно проходят судебные процессы в стране. Подобными актуальными нововведениями в правовую сферу государство, в конечном счете, планирует обеспечить реализацию прав и свобод своих граждан.

Глава государства Н.Назарбаев подчеркивает: «Вершить правосудие должны и будут самые достойные и наиболее подготовленные профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами». Доверие граждан к судебной системе также непосредственно зависит от профессионализма судей. Сильный механизм отбора кандидатов в судьи и высокие квалификационные требования оказывают положительное влияние на судебную систему. Кроме того, отбор и назначение судей проводится открыто. Проблема реформирования судов Казахстана заключается в создании высококачественного судебного органа. Для проверки профессиональных навыков и компетенции кандидата на должность судьи требовалось внедрение системы ситуационного тестирования, однолетняя стажировка, выплачиваемая заявителем в судах, а затем ежегодный испытательный срок для судьи. Укрепление подотчетности судей, их этика и механизм отбора кандидатов на должность судьи дополняются новыми требованиями. Теперь для обеспечения транспарентности и справедливости судебных органов потребуется также и справедливость судей. Об этом Глава государства подчеркнул, что наличие неподкупной судебной власти является необходимым условием качественной деятельности всей правовой системы государства.

Изменения в системе отбора и подготовки кандидатов на должность судьи позволят укрепить судебную систему путем привлечения опытных, высококвалифицированных кадров с богатым профессиональным стажем. Это явление является весьма важным, поскольку сегодня некоторые молодые судьи, не выдерживая профессиональных нагрузок, переходят в другие сферы деятельности.

 

В системе подготовки кадров важную роль играет Академия правосудия. Она была отделена от Академии государственного управления при Президенте РК и передана в Верховный суд. Академия стала заниматься подготовкой магистрантов, повышением квалификаций судей, а также проведением научно-исследовательской деятельности. Кроме того, в Академии проводятся стажировки кандидатов в судьи, прошедшие квалификационный экзамен в соответствующем органе при Совете Верховного суда. Затем формирование Судебного корпуса осуществляется исключительно выпускниками Академии.

В связи с пристальным вниманием общества к профессиональному и моральному облику и необходимостью принятия нового этического кодекса судей, было принято решение созыва внеочередного VII съезда Союза Судей Республики Казахстан. На этом собрании в отношении судебной системы государства было рассмотрено много важных проблем. Отметим, что на прошлых шести сессиях был принят ряд рациональных предложений по совершенствованию судебной системы, и сегодня реализуются задачи, поставленные в этой повестке дня. Это практическая реализация задач по реализации пяти институциональных реформ, обозначенных в Плане нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех».

Решения каждого Съезда судей Республики Казахстан были успешно реализованы. На каждом Съезде судей Казахстана были рассмотрены вопросы социальной роли судебных органов в реализации судебной реформы и совершенствовании законодательства, предотвращении коррупции и одобрены широкомасштабные программы для улучшения условий жизни и работы судей и судоисполнителей. Таким образом, VII Съезд определил будущие цели и задачи Ассоциации судей. В этом и заключается эффективность и значимость съезда судей.

Кроме того, Съезд судей способствовал развитию судебной системы и решению актуальных вопросов, обмену мнениями среди судей из каждого региона и устранению недостатков судебной системы. На VII съезде обсуждались вопросы дальнейшего совершенствования судебной системы, выявления недостатков, создания нового толчка для работы судей, активного формирования правовой системы.

 

К.Саманбеков,

научный сотрудник Института истории государства

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?