Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Судьбы казахских батыров. Киикбай батыр

3336
Судьбы казахских батыров. Киикбай батыр - e-history.kz
В советскую эпоху имена многих великих правителей и батыров были преданы забвению. Одним из таких знаменитых батыров по праву можно назвать батыра и бия Киикбая Байгараулы

Киикбай батыр (1693-1741) – герой казахо-джунгарских войн, легендарная личность, предводитель рода Шеруши-Бакат племени Керей. В свое время его высоко ценил сам Абылай хан. В народе существует такая легенда:

«В один из походов казахские воины во главе с ханом Абылаем возвращались с победой, с богатыми трофеями. Во время одного из привалов Абылай спрашивает у своих воинов:

- Врага мы победили, теперь кого нам бояться?

Воины в один голос ответили: «Мы никого не боимся».

Тогда вышел Киикбай батыр, приблизился к хану и заговорил: «Среди народа есть – зависть, среди беков – жажда власти. В народе, где бытует зависть, не будет благодати. А у беков, жаждущих власти, не будет согласия. Я этого боюсь».

С 1723-1756 годы он участвовал в битвах с калмыками, которые остались в истории под названием «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». Во время одной из этих битв он получил тяжело ранение и впоследствии погиб.

 

 

Однажды, казахи потерпели поражение и откочевали на запад. Калмыки напали на кочевье рода Шеруши под предводительством Киикбай батыра. Джунгары видели, что в кочевке мало воинов. Надеясь на свою многочисленность, они встали поперек кочевки и вызвали казахов на поединок. Молодые батыры Кобеген и Кырбас приняли вызов и вышли на поединок. Но молодых батыров остановил тогда уже постаревший Киикбай батыр и сам вышел на поединок. «Вы уводите народ, а я постараюсь подольше задержать врага», - сказал он и вышел на середину. Долго бились два батыра. Ни один из них не мог одолеть другого. У Киикбай батыра были возможности вонзить копье в противника, но он специально тянул время, чтобы кочевье ушло как можно дальше. Через некоторое время ударом копья Киикбай батыр повалил калмыкского батыра. Сокрушенные гибелью своего батыра калмыки окружили Киикбай батыра, но на помощь батыру подоспели джигиты во главе с Кобегеном и Кырбасом. Они прорвали окружение и спасли своего батыра. Враг отступил.

 

 

К сожалению, во время боя Киикбай батыр получил тяжелое ранение. Когда кочевка преодолела местности Алгыдай, Акчи и добралась до местности Аркалык батыру стало совсем худо. В этой местности он и скончался. Ныне это местность называется аул Киикбай батыра Атбасарского района Акмолинской области. Место, где прошло последнее сражение Киикбай батыра против завоевателей в народе называется «Киікбай адыры». Такие сведения можно увидеть и в книге «Қиылған ғүмырлар» известного краеведа, писателя Клары Амиркызы.

В других источниках говорится, что Киикбай батыр погиб в одном из ответных походов, организованных против джунгаров.   

Киикбай был не только батыром, возглавлявшем войско, и оратором, чьим словам внимал народ, возможно, что он еще был и прорицателем. Пред своей кончиной он предсказал, что еще долго не будет мира, и чтобы народ его (род шеруши-бакат) расположился в Алтайском округе Китая.

- Не уйдет власть от моих потомков. Выйдут из них и батыры, и палуаны. Когда власть, переходящая от сына к сыну будет прервана, она перейдет и потомкам от женского рода (жиен), даже перейдет зятьям, которые женятся на девушках из рода бакат.

После похорон батыра, прождав несколько дней, кочевье двинулось дальше, в сторону Алтая. «Эти события произошли примерно в 1740-1745 годах», - говорят старожилы.

Одна из легенд рассказывает о битве Киикбай батыра с тигром: «Однажды в поисках удобного становища для Шеруши Киикбай батыр вместе с Кырбас батыром Ырыскулулы из рода Санырау, шли среди камышей на некотором расстоянии впереди от войск и наткнулись в камышах на тигра. Тигр набросился на батыра, но он успел вонзить копье в глотку и повалить мертвого зверя на землю».

Сведения о Киикбае Байгараулы встречаются в архивах России. В сборнике видного русского ученого И. Ерофеевой «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты (1675-1821 годов)» говорится о поездке предводителя рода Шеруши племени Керей Байтайлак батыра и Киикбай батыра в Российскую империю за покупкой лекарственного препарата.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?