Выдача калыма
1. Калым состоит из таких частей:
а) «Бас жақсы» – ружье, крепкая кольчуга, резвый конь, один лишний верблюд или вместо них 20 голов лошадей.
«Қара мал» (рогатый скот) – самая основная часть калыма. Қара мал состоит из 47 животных, куда входят - жанама жақсы (дополнительное животное), личная нагульная кобыла, конь с широкой грудью, в таком порядке число скота - 33 штук животных каждого возраста.
В среднем состав калыма состоит:
1. Бас жақсы-10 лошадей:
2. кобыла с жеребенком (16 голов);
3. жеребец двухлетка-кобылица трехлетка (7 голов);
4. стригун (7 голов);
5. личная нагульная кобыла;
6. жанама жақсы (дополнительное животное) - 1 отборная лошадь или верблюд;
7. аяқ жақсы - 4 главных лошадей.
Всего 47 голов. Количество крупного скота насчитывается с 20 до 100.
б) Ілу (илу) - подарок, преподносимый женихом родственникам невесты, в древности – один по девять, впоследствии – драгоценная вещь, равноценная рогатому скоту. Илу дарят всем матерям невесты, то есть, если выходит замуж девушка с семьи, где много жен, то всем женам отца невесты должны преподнести илу.
в) Скот для свадебного угощения – скот, предназначенный для угощения на проводы невесты, расходы на жыртыс (подарки жениха родственницам невесты при первом знакомстве, в виде отрезов ткани) и приданое невесты. Это – от 20 до 70 лошадей.
г) Сүт ақы (подарки, получаемые матерью невесты от сватов) - 1-7 верблюдов.
д) Босағаға байлау (завязка на пороге) – подарки, преподносимые отчему дому - 1-2 верблюда или лошади.
2. Количество калыма уменьшается в таком порядке 57, 47, 37, 27, 17, 7. Если калым состоял из 7-10 голов рогатого скота, он назывался донгелек калын. Самый крупный рогатый скот не ограничивается, их количество составляет до 57, 67, 77 голов лошадей. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между баями он мог составлять от 100 до 500 лошадей.
3. Состав калыма определялся в зависимости от различных свойств, пола, возраста, упитанности, яловости скота. Калым выдавался в различном соотношении вида и количества скота согласно требованиям отца невесты.
4. Калым поступал в полное распоряжение отца невесты и сливался с его имуществом.
5. Если отец невесты умирал, то разрешалось управлять имуществом только близким братьям невесты или родственникам отца.
6. Жених, убедившийся в первую брачную ночь в порочности невесты, мог потребовать у ее отца возврата калыма и дополнительно штраф — айып в размере 9 животных. Он наносил удар ножом на лошадь, предназначенную жениху, и разрезал чапан, оставляя их у двери отца невесты.
7.Если невеста оказалась порочной, и дело доходило да суда биев, могли требовать девять животных от виновного в пользу отца невесты.
Жамбыл Артыкбаев, историк-этнограф