Ибрай Алтынсарин – просветитель, педагог, писатель, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Родился в 1941 году в Кустанайской области. Ибрай в 1851 г. был отдан в школу, которая открылась для казахских детей при Пограничной комиссии. После окончания школы в 1857 — 1859 гг. работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика.
В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто.
Ибрай в просветительской работе использовал самые передовые методы обучения и уделял особое внимание обучению детей на родном языке. Он написал дидактические пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку».
Эти книги никогда не потеряют своего значения в воспитании детей, в прививании к ним любви к родине, к трудолюбию, к человечности. Ибрай также принимал участие в общественно-политической деятельности и написал множество статьей про науку, знание, труд и искусство, про религию и этнографию. Особенно, его художественные произведения внесли огромный вклад в развитие казахской литературы.
* * * Ибрай Алтынсарин и Нуржан Наушабаев были близкими друзьями. Они оба были образованными людьми, проявляющие заботу о судьбе народа. Ибрай был первым просветителем среди казахов, а Нуржан (1857-1919) был талантливым поэтом, окончившим медресе в Троицке. Нуржан был из рода кипчаков, а его дедушка по материнской линии Шал акын был известным казахским поэтом. Нуржан был примером написания казахской летописи в стихах. Кроме того, он написал книги «Загадочный айтыс с Сапаргали» и «Алаш». Есть множество стихов поэта, которые он написал под влиянием поэтов Востока.
Как-то Ибрай пошел посвататься к своему богатому ровеснику Каумену. И пошел он только с одним Нуржаном, не сохраняя обычай предков, которые ходили на сватовство огромной толпой. Каумен, услышав такую весть, почувствовал себя угнетенным и между словом сказал: «Уа, Ибрай, ты хотел унизить меня, считая меня бедным или заботился о моем дастархане?! Почему не пришел со многими родственниками, как требует обычай?».
Тогда Ибрай ответил: «Е-е, Каумен, у обычая предков есть и хорошая сторона и плохая. Было бы замечательно, если бы задачей сватовства была не прославление своего имени, а устройство счастья двух молодых! К тому же я пришел сюда не с малым народом. Я привел с собой оратора с пророческими устами, талантливого поэта, певца, обладающего звонким голосом, прекрасного кюйши, храброго балуана!».
На самом деле, в пиршестве у Каумена Нуржан никому не давал опередить себя и завоевал уважение и почет.