Одной из важных проблем казахстанской отечественной исторической науки является изучение национальных источников, в том числе шежире, в которых содержится колоссальное количество сведений по истории Великой степи. Известно, что в большей своей части распространенной формой передачи исторической информации или знания, в традиционных обществах, служила устная преемственность от поколения к поколению (устная традиция). Из всего объема устных знаний особую важность представляет шежире. Современные задачи исторической науки Казахстана требуют от исследователей самого серьезного отношения к шежире, как базовому и стержневому источнику по истории казахского народа. Структура исторического исследования о прошлом нашего народа и постижения смысла истории должна основываться на материалах шежире, подлинного хранилища историко-культурных традиций. Вовлечение в научный оборот материалов казахского шежире требует серьезной теоретико-методологической работы и должно опираться на имеющийся опыт изучения устной традиции в исторической науке. Из указанного объема устных народных источников особую ценность для изучения казахского общества в прошлом представляет шежире. В недавнем прошлом по причине с одной стороны диктата методологических положений марксизма-ленинизма, с другой, в силу нашей колониальной зависимости - шежире, как суммарное знание о национальном прошлом вычеркивалось из научной проблематики. Необходимо сказать, что до сих пор каких – либо серьезных исследований в исторической науке Казахстана по шежире пока нет.
Вторая половина XIX — начало XX веков стали временем становления письменной традиции казахских шежире. Переход вербальных казахских шежире в их письменно-библиографическую форму происходит благодаря глубоко творческой деятельности таких ученых, как Машхур Жусуп Копеев, Шакарим Кудайбердиев, Нуржан Наушабаев, Курбангали Халид и др. Стремление этих людей к их письменной фиксации как бы объясняет важное научное значение казахских шежире, которые долгое время существовали в изустной передаче.
Таким образом, казахское шежире представляет собой комплекс историко-генеалогических знаний по истории Великой степи, и в этом отношении, безусловно, оно является главным историческим источником не только в исследовании казахской истории, но и многих народов, прошлое которых связано с нашей территорией.
В конце 90-х годов началась более основательная научная проработка исторического наследия восточных историков как Рашид-ад-дин, Абильгазы, М.Ж. Копеева, Ш. Кудайберлиева, Н. Наушабаева. В этом плане мы себя также относим к пионерам, поскольку первые историки, защитившийся в эти годы по шежире, были моими учениками.
Мы бы хотели дать небольшой анализ творчеству историка — Нуржана Наушабаева. Нам известно только одно историческое сочинение этого автора. Название его широко известно в народной среде, что нельзя говорить о его содержании, которое долгое время припрятывалось подальше от глаз любителей истории.
«Манзумат казакия» так называется стихотворное шежире этого известного поэта и философа конца XIX - начала XX. «Манзумат» в переводе с арабского означает структуру, строение т.е. можно предполагать, что автор ставил перед собой задачу изложить структуру казахской истории.
Автор начинает свой рассказ о происхождении казахов с библейской истории, хотя с первых же строк подчеркивает, что казахи исконно восточный народ, не относящийся к арабам (арғы зат нәсіліміз Ғажамнан біз).
В дальнейшем автор находит основное русло казахского шежире в лице легендарного первопредка Алаша хана:
Ал алтыншы атаң туды Аламан,
Мекенжай отан етті сахарадан.
Мұнан Алаш, Алаштан екі ұл туып,
Сегіз арыс түрікпен болды осы арадан.
По генеалогической схеме Н.Наушабаева от первопредка казахов Алаша родились двое сыновей: Сеилхан и Жаилхан. От Сеилхана берут начало туркмены, а от Жаилхана легендарный Майкы, правивший в среде ранних племен Центральной Азии. В «шежире» Н.Наушабаева встречается большое количество эпонимов (прародителей родов и племен), этимологический анализ которых, безусловно, даст исторической науке значительный материал. Так в тексте генеалогической поэмы упоминаются имена Аламан (в качестве отца Алаша), Озбек, Сабиян (последний в качестве отца Айыркалпака, от которого родились двое сыновей - Казак, Созак). По содержанию поэмы выходит, что от Созака берет начало народ каракалпаков, а от Казак — первопредки трех казахских жузов — Акарыс, Жанарыс, Бекарыс. Наиболее интересные материалы содержатся в разделе поэмы посвященном генеалогии кышпаков. Автор называет в числе предков кышпакского племени легендарных личностей - Сулым алып, Мушзда алып, Абыз Сары, Кобыланды батыр и др. Перечисляя основные ветви племени кышпаков древнего периода (Кулан, Китай, Кара, Сары), а также ветвей известных сейчас (Бұлтың, Торы, Көлденең, Ұзын, Балык), автор добавляет к ним египетскую группу кыпшаков (кыпшак хариз):
Жігітке ата білмек парыз деген,
Мойнында жүрмесін қарыз деген.
Мәккә - и - Мүкәрәма Шам жұртында,
Бір шаһар һамма Қыпшақ Хариз деген.
“Хариз” в переводе с арабского означает “наемный воин”. Более известен в этом плане термин “гулям” (охрана, отряд охраны, телохранитель).
После долголетнего перерыва мы вновь воссоединились с казахским шежире. Сегодня эту работу выполняют краеведы, писатели, журналисты, одним словом не профессиональные историки. Но сделать заключения и комментировать шежире невозможно без вмешательства профессиональных историков и этнологов. Только благодаря результатам их работ разрешились судьбы исторических сведений, собиравшихся на протяжении тысячелетий. Для плодотворного развития этой сферы науки необходимо глубоко вникнуть в историковедение.
Жамбыл АРТЫКБАЕВ, историк-этнограф