Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

УСТАНОВЛЕНА ДАТА РОЖДЕНИЯ ЕСЕТ ТАРХАНА

2209
УСТАНОВЛЕНА ДАТА РОЖДЕНИЯ ЕСЕТ ТАРХАНА - e-history.kz
В 2017 году запланированы мероприятия, посвященные 350-летию Есет батыра Кокыулы, великого полководца XVIII века. Однако, молодой историк Д. ДЖУМАГАЛИЕВ ставит эту дату под сомнение

Место захоронения Есет батыра находится недалеко от села Бестамак в тридцати километрах к югу от города Актобе и является самой популярной достопримечательностью Актюбинской области. По рассказам потомков Есет батыр прожил долгую жизнь и после смерти народ почитал его святым.

История Казахстана XVIII века богата на события исторического характера. Одним из таких событий безусловно является «присоединение» Казахстана к России. В русской историографии этот период Казахского ханства достаточно хорошо отражен. Однако, исследователи по разному интерпритируют данное событие, сыгравшее важную роль в истории Казахстана. Как известно, успех переговоров о протекторате во многом был связан с решающей ролью батыров. Одним из сторонников хана Абулхаира был известный батыр Есет (с 1743 года – тархан). В связи с этим актуальным в современной науке является вопрос реконструкции биографии Есет тархана.

Основными источниками по общественно-политической истории Казахстана XVIII века являются служебные документы русских чиновников, а также письма казахских ханов, султанов и старшин. По данным этих источников и материалов можно проследить деятельность казахских батыров. Важным источником по общественной и политической деятельности Есет тархана является сборник «Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках». На сегодняшний день многие документы того периода опубликованы в электронном виде, а также изданы в многочисленных сборниках.

В.Н. Татищев. Неизвестный художник. 1730-е годы.

Одними из первых исследователей упоминающих имя Есет тархана были А.И. Тевкелев, В.Н. Татищев, П.И. Рычков и другие представители русской администрации. Хотя, в отдельных работах и статьях казахстанских ученых есть упоминания о Есет тархане. Однако, на сегодняшний день нет специального исследования посвященного его жизни и деятельности.

С приходом к власти в Джунгарском ханстве хунтайджи Цеван-Рабдана (1697-1727) борьба между казахскими и джунгарскими правителями обострилась с новой силой. Неспокойно было и на западных рубежах казахских кочевий, где серьезную опасность представляло Калмыцкое ханство во главе с Аюка ханом (1672-1724). В этот трудный период из среды казахских кочевников выдвинулась новая элита в лице батыров. Недаром выдающийся казахский ученый XIX века Ч.Ч. Валиханов называл XVIII век в истории казахского народа «веком рыцарства».

По широко распространенному мнению, тюрко-монгольское слово «батыр», «бахадур» первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на поединок. Звание батыра никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Батыры были не только храбрецами, но также являлись предводителями воинских отрядов, многие из них были правителями родов и родовых групп.

Мавзолей Есет батыра Кокыулы

Как известно, Есет тархан происходил из рода тама поколения жетыру Младшего жуза. Как свидетельствует дневник А.И. Тевкелева, жетыру то есть семь родов, это союз родов образованный в период правления хана Тауке (1680-1715), куда также входили рода: табын, кердери, жагалбайлы, керейт, рамадан и телеу. В «Топографии Оренбургской губернии» П.И. Рычков, дает описание родоплеменной структуры Младшего жуза. По его словам она включает в себя два больших племени «одни называются алчинцы, а другие - семиродцы, по их именованию джатыр...». Также П.И. Рычков перечисляет некоторые роды казахов Младшего жуза: «…роды же или аймаки знатнейшие в сей орде: алчинский, адаиский, машкарский, таминский, табынский, китейский, кара-китейский, чумекейский, чиклинский, джагалбайлинский».

По данным многих казахских шежире, отцом Есет тархана был Кокы батыр, а его далеким предком был знаменитый карачи-бек Казанского ханства Чура Нарыков, который был убит ханом Сафа-Гиреем в 1546 году, и известен по исторической повести «История Казанского царства». По мнению большинства исследователей, Чура Нарыков является прототипом эпоса «Шора батыр». Согласно разным вариантам шежире рода тама от Кокы батыра на свет появились: Карабас, Токтагул и Есет. В дневнике А.И. Тевкелева упоминается родной брат Есет тархана Турумбет батыр, а в журнале Оренбургского губернатора И.И. Неплюева находим имена еще двух братьев Есета Тюле и Кибыла.

Карта генеральная Оренбургской губернии и смежных к ней мест.

Атлас Оренбургской губернии с прилежащими к ней местами по Ландкартам Красильникова и Топографии П.И. Рычкова 1755 года

Кочевья Есет тархана по сведениям русских источников находились «при озере Каракул, между реками Эмбой и Яиком, расстоянием от яицкого Антонова форпоста три дня». Согласно П.И. Рычкову, озеро Каракул находилось, «от реки Яика по течению ее влево дня с два, ниже Яицкого городка». Далее описывает её следующим образом: «В него впадает река Уил, окружностью считается верст на пятьдесят. Близ оного есть множество малых озер и великие камыши, где киргизцы Меньшей орды кочуют».

В известных нам письменных источниках конца XVII – первой четверти XVIII века, имя Есет тархана впервые встречается в контексте сведений о сражении между калмыками и отрядом казахов и каракалпаков в урочище Узени. Так в журнале по калмыцких делам от 22 августа 1724 года сообщается, о нападении казахов и каракалпаков на улус тайши Лекбея сына калмыцкого правителя Доржи Назарова. Допрос пленного казаха Апана Кайсарова показал, что объединённым отрядом казахов и каракалпаков командовал казахский батыр Есет. На сегодня это сведение является наиболее ранним упоминанием в источниках имени Есет тархана.

Одной из важных проблем при восстановлении биографии исторического деятеля является вопрос о годах жизни Есет тархана. В письменных источниках год рождения Есет тархана напрямую не зафиксирован. Тем не менее, в современной казахстанской историографии достаточно прочно утвердилась дата рождения Есет тархана как 1667 год, и дата смерти 1749 год. Ввиду этого 3 и 4 сентября 1992 года в Казахстане на республиканском уровне отметили 325-летие Есет тархана. Видный ученый-историк М.П. Вяткин определял год смерти Есет тархана между 1746 и 1751 годами. В энциклопедическом справочнике «Қазақстан тарихы» в статье о Есет тархане год его рождения указан как 1667 год, и дата смерти как 1757 год. О.И. Исенов в своих работах также отодвигает год смерти Есет тархана на 1757 год. З.Б. Байдосулы указывает годы жизни Есет тархана между 1667 и 1750 годами. Таким образом, на сегодня есть две версии о дате смерти Есет тархана. По одной из них, Есет тархан умер в 1749 году, согласно второй версии, в 1757 году.

Однако, в источниках имя Есет тархана в последний раз упоминается в 1756 году в связи с восстанием башкир под предводительством муллы Батырши. Впрочем, год рождения Есет тархана ни у кого не вызывает сомнения. Однако, в последние годы были опубликованы новые архивные документы касающиеся истории русско-казахских отношений XVIII века, которые позволяют скорректировать и исторически обосновать более точную дату рождения Есет тархана. Так, в альманахе «История Казахстана в документах и материалах», содержатся исторические документы из фондов Архива внешней политики Российской империи, Российского государственного военно-исторического архива, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук.

Ерали султан (в центре), бухарский ахун и Кудер батыр. Рисунок Джона Кэстля. 1736 год

В том же альманахе опубликованы журнальные записи начальника Оренбургской комиссии в 1737-1739 годах В.Н. Татищева (1686-1750). В журнале подробно описывается установление договорных отношений между ханом Абулхаиром и старшинами Младшего жуза с русским правительством в августе 1738 года. Также в журнале письменно зафиксированы встречи В.Н. Татищева с ханом Абулхаиром, султанами и батырами Среднего и Младшего жузов. Для нас представляется интересным беседа В.Н. Татищева с Есет тарханом, подробно описанный им в своем журнале. Согласно изданному в альманахе «Журналу, что по отпуске курьера от 13 августа происходило» составленного В.Н. Татищевым, 14 августа 1738 года в Орской крепости у него состоялась встреча с Есет тарханом, где также присутствовали полковник А.И. Тевкелев, султан Ерали и другие. В ходе разговора Есет тархан в ответ на слова тайного советника об исполнении и соблюдении договоренностей, сказал: «Я за себя ручаюсь, да мне жить недолго, понеже-де 69 лет минуло».

Таким образом, у нас имеется первое свидетельство упоминания возраста Есет тархана, зафиксированное В.Н. Татищевым в своем журнале. Следовательно, мы можем достоверно утверждать, что в 1738 году Есет тархану было 69 лет, и отодвинуть год его рождения с 1667 на 1669 год. 

Дархан ДЖУМАГАЛИЕВ

магистр гуманитраных наук,

научный сотрудник Института истории государства

От редакции: ранее, наш журналист З. Каримхан, занимаясь исследованием истории батыра, писал на основе энциклопедических данных, что Есет тархан родился в 1667 году

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?