Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Архитектурные декорации мемориальных памятников Камысбая

1804
Архитектурные декорации мемориальных памятников Камысбая - e-history.kz
Интернет-портал «National Digital History» продолжает фото-экскурсию по мемориальным памятникам некрополя Камысбай с известным архитектором Алмазом Ордабаевым

В 19 веке в архитектурной практике народных мастеров Мангыстау произошли существенные сдвиги, причем, в сторону значительного обогащения форм и улучшения качества их отделки. Появление длинных двуручных стальных пил позволило легко получать из местного камня крупные облицовочные плиты с идеально ровной поверхностью. Фасады и интерьеры купольных мавзолеев и сагана-тамов стали украшаться контурной резьбой и разнообразными полихромными росписями. Для росписей использовались как минеральные, так и органические красители. Некоторые из них покупались на базарах Хивы, Астрахани, Оренбурга, а другие - мастера приготавливали сами, используя цветные глины, которыми богаты горы Мангыстау, и различные растения.

Тип купольного мавзолея, сложившийся к концу 19 века.

Во время целого полевого сезона, который с коллегами мы провели на некрополе, кроме обмеров и других видов фиксации памятником, были тщательно исследованы и скопированы росписи нескольких мавзолеев. В интерьерах купольных мавзолеев росписи сохранились практически в первозданной свежести. На фасадах же мавзолеев и в интерьерах сагана-тамов краски под воздействием воды, ветра и солнца видоизменились. Некоторые цвета выгорели, оставив под собой более светлые, чем сам камень, области, некоторые окислились, превратившись в черные или бурые цвета. Это дало повод первому исследователю памятников Мангыстау М. Мендыкулову счесть их за траурные тона.

Рогатый там

Сопоставляя росписи в интерьерах и на фасадах, а также фиксируя остатки красочных слоев в затененных углублениях рельефа, мы сделали реконструкцию росписей на фасадах и в интерьерах сагана-тамов. Как видно, характер росписей был невероятно мажорный - никаких «траурных» цветов. В этом сообщении представлены работы Уста Калмуханбета – выдающегося мастера, создавшего в Мангыстау десятки крупных мавзолеев и сотни малых архитектурных форм. Кроме этого, он создал свою местную школу в лице нескольких мастеров, среди которых были и его сыновья.

Там Байжанака итьа

Калмуханбет был универсальным мастером. Он был архитектором, строителем и декоратором. Будучи грамотным человеком и неплохим каллиграфом, он сам делал надписи на своих произведениях. Фиксируя эпиграфику некрополя Камысбай, я безошибочно определял его почерк. Одна из его надписей на небольшом кулпытасе меня просто потрясла. Обычно типовая надпись на мангыстауском надгробии начинается мусульманской формулой «нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник его».

Там Байжанака. 1901 г. Арх. Калмуханбет.а

Далее идет информация о погребенном и завершается автографом мастера. Тут я вижу - «нет Бога – мастер Калмуханбет»!!! Я уже говорил о том, что мастера Мангыстау были подлинными профессионалами. Только осознающего себя творцом архитектора может так высоко занести. Мавзолей Бибиш – удивительно лиричный и светлый, отличающийся от других его купольных мавзолеев памятник - Калмуханбет построил для своей жены в 1907 году. Через несколько лет его самого похоронили в этом мавзолее.

Камысбай. Там №1 - Байжанака. 1901 г. Уста Калмухамбет.р

Камысбай. Там Байжанака. Уста Калмуханбет. 1901 г.

Там Байжанака цука

Там Байжанака. У-а Калмух.п

Маволей Бибиш 12ае

Мавз. Бибиш цукп

Мавзолей Бибиш. Мастер Калмуханбет. 1907 г.а

Мавз. Бибиш 376а

Мавз. Бибиш оап

Мавз.-Бибиш.-Тор

Мавз. Бибиш. Лев. ст.а

Мавз. Бибиш. Левая стена а

Мавз. Бибиш.  Правая стена а

Кулпытас нроап

Даулет ИЗТЕЛЕУ 

фото из личного архива Алмаза Ордабаева

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?