Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ПЕЩЕРА КОНЫРАУЛИЕ (ҚОҢЫРӘУЛИЕ)

1396
ПЕЩЕРА КОНЫРАУЛИЕ (ҚОҢЫРӘУЛИЕ) - e-history.kz
В пещере находится высеченная из камня фигура девушки, ее также связывают с событиями времен джунгарского нашествия, рассказывают множество разных преданий

Бескрайняя казахская степь очень богата памятниками истории и культуры. По словам специалистов-исследователей общее количество таких памятников на территории Казахстана около 25 тысяч. Каждый из них может поведать о жизни и быте нашего народа в древности, о пережитых исторических эпохах. К сожалению, до сих пор не в полной мере уделяется внимание к работе по учету, защите, восстановлению этих ценных наследий.

Один из таких памятников достойных быть под защитой государства – пещера Коныраулие расположенный на территории совхоза «Кызылту» Абайского района Восточно-Казахстанской области.

Старейшины аула рассказывали разные легенды об этой огромной пещере, где спокойно мог вместиться целый аул, о целебных свойствах кристально-чистой воды, как слеза, что, она излечивает болезни, дает силу организму. Даже высеченную из камня фигуру девушки связывают с событиями времен джунгарского нашествия, рассказывают множество разных преданий.

Не будем их все перечислять, а будем опираться на конкретные данные из книг исследователей, живущих в Китайской Народной Республике, Зейнолла Санык и Бейсенгали Садыхана «Каракерей Кабанбай» (этот труд был опубликован в 1989 году Шынжанском народном издательстве, в 1991 году издательством «Жазушы»), где в статье «Қабанбайдың Дарабоз атанып, хан ұранына айналуы» («Как Кабанбай стал именоваться Дарабоз и стал ханским кличем») приводятся неопровержимые доказательства того, что пещера является историческим местом.

Краткое содержание статьи такова. Абылай хан услышав, что многочисленное войско джунгарского хана Доржы вступила на границы страны, созвал батыров под предводительством Кабанбая, для освобождения родной земли от иноземных захватчиков и выступил против. Обе стороны встрелись, когда захватчики дошли до берега озера Чаган за хребтом Чингистау, и была кровопролитная битва, которая длилась семь суток. Джунгары укрепившись на окрестностях горы Коныраулие, довели казахов до тяжелых потерь... Все же в этой битве Кабанбай батыр прорвал линию врага, разрушил крепость, в поединке убил джунгарского батыра Аркауыла прозванного «Кырги» («Ястреб»), за это его прозвали «Дарабоз» и это стало ханским кличем. Для убедительности приведем отрывок с конца статьи: «После победного завершения битвы Коныраулие, имущество находившееся в пещере-укреплении было собрано. Пещера оказалась просторной и темной, невозможно ходить без освещения. Внутри находится порядком широкое озеро. Врагов вырывших вокруг ров, построивших укрепление, и пьюших здесь воду, казахское ополчение заставило голодать, оставшихся свыше тысячи человек взяли в плен. Оружие и подводы взяли как трофеи, а их самих заставили поклясться что больше не пойдут против казахов, дали в руки камень и перевели через границу. Потому что, по словам древних, у монголов есть обычай, попавшего в плен и вернувшегося назад пленника не брать повторно в армию. Людей из разных жузов, то есть, людей из родов аргын, найман, керей, погибших в ходе взятия крепости Коныраулие, хоронили по отдельности, на могилы ставили памятник-надгробный камень, на камне выгравированы знак найманов - ковш, глаз - знак аргынов, детское седло - знак кереев. Об этом летописец Маусымбай говорил: «Видел своими глазами, и прочитал Коран аруахам (духам)» (З. Саник, Б. Садыхан. «Каракерей Кабанбай». – Алматы: Жазушы, 1991. – стр.- 140). Эти могилы – захоронения сохранены до сих пор.

А сегодняшнее состояние этого удивительного произведения природы имеющего огромное историческое значение вызывает человеческое чувство жалости. В начале восьмидесятых годов под предлогом проведения исследования этой исторической местности приезжали сюда экспедиции. По словам известного писателя, они взрывали землю, на том месте где находилось изваяние девушки, искали золото. (В одной из народных легенд говорилось что здесь спрятал золото один из калмыцких баев. Видимо, они прослышали об этом). Один бог знает нашли они золото или нет. Ясно одно, что члены экспедиции взрывали и разрушили эту бесценную историческую местность дошедшую с древних времен.

Год назад, в нашей поездке, мы целые сутки искали изваяние девушки – удивительное произведение исскуства высеченное из камня, но так и не нашли. Видимо, унесли, как трофей. Вот, отсюда можно увидеть какое было в Советское время отношение к наследию предков. Мудрые слова предков «Не ценим то, что имеем» («Қолда барда алтынның қадiрi жоқ»), как же точно передают присущий нашему народу характер?! Если эти культурные и исторические памятники играющие огромную роль в воспитании молодого поколения окажутся в руках другой страны, без слов, они бы взяли их под государственную защиту, превратили бы в сакральное место народной гордости.

К примеру, в Венгрии оказывается есть более 2500 подземных пещер. Все они взяты под защиту государства, стали культурным местом, которую посещают иностранные туристы. Некоторые пещеры даже обладают целебными своиствами. По словам исследователей микроклимат в них благотворно влияет на лечение дыхательных путей и легких, а воздух некоторых других используется против аллергии и одышки. Если бы пещеру Коныраулие превратили в культурное место посещаемое иностранными туристами, на вряд ли это навредило бы казахам. Основная причина разрушении и разгромов памятников истории и культуры находящихся на казахской земле – это политика русифицирования Российской империи путем очернения прошлого стремившегося предать забвению историческую память.

Любая империя свою политику колонизации начинает с истребления исторического наследия подчиненного народа. Потому что, подобно человеческой жизни с обрубленной артерией, народ позабывший свою историю не сможет долго существовать на земле. Истребление казахского народа как нацию, полное властвование его законными владениями являлось главной целью, которую преследовала Российская империя. С этой целью работа по истреблению и уничтожению исторического и культурного наследия берет свое начало от царского прихвостня Чернова стрелявшего из пушек по мавзолею Ходжа Ахмеда Яссави, и во время Советской власти находила свое продолжение. Ни для кого не является секретом, что остатки от некогда известных всему миру, бывшие в свое время культурными и научными центрами городов, как Туркестан, Сайрам, Тараз сровняли с землей, надгробные плиты поставленные почитаемым предкам, похороненных в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссави были сняты под предлогом того, что они являлись представителями господствующего класса, а останки были затоптаны под гусеницами трактора. Таким образом, была растоптана честь и достоинство нашего народа, сникла воля народа говорившего «Не обогатятся живые, пока не будет удовлетворен дух покойного». Слава богу, времена сейчас изменились. Исполнилось чаяние народа мечтавшего веками о свободе, добились независимости. Начали обретать то, что было забыто, находить то, что было потеряно. Следующей главной целью должна стать защита и восстановление некогда растасканного исторического и культурного наследия, вместе с преданиями обратить их на благо будущего поколения.

Думан РАМАЗАН, писатель, обладатель международной премии «Алаш»

Фотографии были сделаны Алтынбеком КУМЫРЗАКУЛЫ во время экспедиции «Наследия Алтая».

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?