Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ТЕРМИН «АЙНАБУЛАКСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ» МОЖЕТ ВОЙТИ В АРХЕОЛОГИЧЕСКУЮ НАУКУ

1551
ТЕРМИН «АЙНАБУЛАКСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ» МОЖЕТ ВОЙТИ В АРХЕОЛОГИЧЕСКУЮ НАУКУ  - e-history.kz
Портал NDH организовал историко-культурную экспедицию на приграничный исторический край – Зайсанский район, наш журналист побывал на археологических раскопках, которые проходят на территории района

Сотрудник портала, приехав в 08.00 утра в Зайсан, первым делом разместился, и, после телефонного разговора с руководителем районного отдела культуры Серикболом Сиырбаевым, отправился в историко-краеведческий музей. Там его встретил директор данного учреждения Канагат Салахов.

На специально предоставленном автобусе группа приехала на территорию аулов Большой и Малый Каратал, расположенных в 30-ти километрах от города, где ведет работу археологическая экспедиция. В 4-5-ти километрах восточнее аула Каратал был обнаружен могильник, в нем всего 17 могил. К сожалению, нам не удалось встретить руководителя, известного археолога Абдеша Толеубаева, по непредвиденным семейным обстоятельствам ученому пришлось выехать в Алматы.

В чем ценность Каратальского захоронения?

Археологические раскопки получившие новое название «Каратальское захоронение» ведут 27 молодых археологов из Казахского национального университета имени Аль-Фараби г.Алматы, Евразийского национального университета имени Л.Гумилева из Астаны, Государственного университета имени Шакарима г.Семей, Жетысуского государственного университета имени И.Джансугурова г.Талдыкорган. Мы стали свидетелями беззаветной любви молодых специалистов в свою профессию работающие под палящим восточным солнцем.

Куаныш Искаков, докторант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева ознакомил нас с первым слоем трех раскопанных захоронений. Он отметил, что они принадлежат эпохе раннего средневековья. Так как работы по раскопке захоронений идут лишь на этапе вскрытия слоя, говорить конкретно о древнем наследии рано. И все же он прояснил нам некоторые вопросы о слоях захоронения, о породе грунта и строении почвы, песчинках и курганах, о крепостьобразных кругах. По его словам, в некоторых могилах примерно 1-1,5 метра слоя состоят из чистого грунта, а некоторые могилы состоят наполовину из каменисто-грунтового слоя. Пока, по предварительным прогнозам, здешние находки будут относиться к древнеуйсунской эпохе. Если, в результате последующих работ это версия подтвердится, то, находка уйсунского наследия на востоке страны станет археологическим открытием.

Войдет ли Айнабулакское захоронение в научный оборот?

Студентами археологических специальностей университетов восточного и юго-восточного регионов страны до этого было найдено около 280-и захоронений близ аула Айнабулак. На одном берегу реки Айнабулак, протекающей рядом с аулом, находится около 100 захоронений, а другая сторона делится на две части, где находятся около 50 захоронений. Захоронения имеют разные размеры, самое большое – около 25 диаметров, а меньшие – около 8-10 диаметров.

Сотруднику портала, впервые посетившему такие раскопки, молодые археологи показали свои научные находки, подробно описали технику вскрытия, сделали топографическую карту Айнабулакского захоронения. Они рассказали о найденных на одной из могил останках мужчины и женщины, похороненных по старым обычаям вместе, колени у них были прижаты друг к другу, головы повернуты на запад, показали найденные рядом с ними наконечники и свечку, бронзовые серьги и костяные ожерелья, а также разбросанные фрагменты глиняного кувшина. «Светильник находился у ног мужчины, а сделанные из бронзы, затем покрашенные в зеленый цвет наконечники находились на груди женщины», - говорит молодой археолог Жаркын.

Вот так прошел первый день экспедиции в Зайсанский регион, он был насыщенным, интересным и полным открытий. Познакомившись после обеда с краеведом Калибеком Алтыбаевым, от него получил материалы о Зайсанской штаб квартире Алаш Орды и о людях, имеющих к нему отношение.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?