М.К. Козыбаев
В научных публикациях М.К. Козыбаев, опираясь на богатый исторический материал, поднимает узловые проблемы истории Казахстана, ранее искусственно оторванные от действительной почвы в угоду советской идеологии. Особенно активно академик проработал проблему казахской национальной государственности, критикуя утверждения о том, что кочевые народы «абсолютно не способны создать устойчивые, деятельные социальные и политические институты». Рассматривая данную проблему в освещении историков советской эпохи, он отметил, что «история малых народов разрабатывалась по запрограммированной схеме», результатом чего явилось искажённое историческое сознание, отсутствие своей истории, забвение истинных корней и предков.
Академик М.К. Козыбаев решительно выступил против господствующей европоцентристской точки зрения об отсталости и позднем развитии Казахской государственности как характерной особенности восточных народов. М.К. Козыбаев, отвечая своим оппонентам, подчеркнул: «история казахского народа свидетельствует о том, что он гармонично развивается в контексте всемирного исторического прогресса, а отнюдь не в замкнутом мирке аульной общины времён российской колониальной экспансии. По своему геополитическому положению Казахстан выступал срединой территории между Европой и Азией, звеном между славянскими, тюркскими народами и Китаем. На просторах Великой степи, в самом центре центральной Азии, возникали и уходили в небытие государства гуннов, тюрков, тюрко-монголов, создавалась неповторимая цивилизация, являющаяся своеобразным синтезом степного и оседлого образа жизни, наследниками которого и стали современные центральноазиатские нации» (2, с. 18).
В исследованиях М.К. Козыбаева нашла разработку и аргументацию проблема наличия «… кочевой своеобразной государственности, в известной степени отличной от западной модели». Определяя её сущность, М.К. Козыбаев называет подобную государственность евразийской, последнее, по его мнению, предполагает весьма специфический механизм отношения государственной власти и права. Она не деспотична, как бы растворена во множестве маленьких волей, начиная от хана и кончая родовыми старейшинами» (3, с. 135).
Раскрывая данную тему, ученый-исследователь показал несостоятельность позиции А. Тойенби, полагавшего, что кочевники были «рабами степи», «вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла», «утратили связь с миром», «общество кочевников является обществом, у которого нет истории» (2, с. 18).
Академик Манаш Козыбаев резко осуждал забвение исторических традиций народа, уроков его пути как явления господствующего субъективизма в освещении истории у большинства советских историков. По его мнению, последствие такого подхода деформировали историческое мышление людей, особенно молодежи. (2, с. 5).
«Между тем исследователи с более серьезной научной ориентацией доказали, что в результате культурного прорыва на рубеже нашего летоисчисления началось формирование тюркской цивилизационной модели, которая имела одновременно признаки речной, нагорной и континентальной культуры» (2, с. 19). К их числу М.К.Козыбаев отнес профессора С.Г.Кляшторного, академика АН СССР А.П.Окладникова. А.Маргулан, К.Акишев, Л.Н.Гумилев однозначно пришли к выводу о наличии высокоразвитого уровня кочевой цивилизации среди народов Евразии, которая за три тысячелетия прошла законченный, цикл творческой эволюции (2, с. 19). Итогом его стало Казахское ханство (XV-XVIII вв.).
Академик Манаш Козыбаев особо выделил, что «Осмысление отечественной истории нами начато в контексте общемирового развития тюркского мира, в системе творческой эволюции всей Степной цивилизации, как пример «наложения азиатского и европейского путей развития» (2, с. 19).
М.К.Козыбаев, являясь ученым-историком, более всего изучавшим прошлое для настоящего, утверждает: «Духовное возрождение, межнациональное согласие, консолидация сил немыслимы без поучительных уроков исторического прошлого», «… именно в истории, в прошлом лежит значительная часть проблем того, что ныне переживает РК» (2, с. 11).
Президент РК Н.А.Назарбаев, обращаясь к народу сказал: «Сегодня мы с гордостью и восторгом узнаем, что Казахстан является территорией, на которой развивались древние и самобытные цивилизации» (1, с. 71). Величайшая заслуга в этом академика М.К.Козыбаева, его кропотливый труд привел к написанию монографий и научно публицистических статей: «Вехи истории», «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски» в двух книгах, «История казахов - составная часть цивилизации степи», крупная монография (конец 2001г.) «Цивилизация и нация». В работе «Откуда “есть - пошла” Казахская земля» М.К.Козыбаев обобщил следующее: «Среди тюркских народов, чья история изобилует великими и печальными страницами, казахский народ является одним из многочисленных и, в то же время, однородных по составу этносов» (2, с. 33).
Согласно сведениям Геродота, Страбона, летописных памятников «Хан-наме», «Тарих-наме», уже III-I вв. до н.э. племена саков, имели мощные государственные образования (2, с. 33). Л.Н.Гумилев также связывает происхождение казахского народа с предшествующими тюркскими народами, считая гуннов, тюркским этносом, сложившимся, по его точке зрения, в III в. до н.э. (15, с. 11-18).
Козыбаев М.К. определяет в своих трудах факторы эволюции в степи и все аспекты процесса становления и развития национальной Казахской государственности (4, с. 101).
История сложения степной цивилизации кочевников идет, как отметил М.К.Козыбаев «…с великой эпохи племён» эпохи раннего кочевничества, скифо-сакских племён, «…уже в III – I веках до нашей эры», они имели могучие государственные образования (2, с. 33).
Это были истоки государственности. М.К.Козыбаев в научных работах осветил этап становления казахской государственности от древности и в советский период исторического пути Казахстана.
«У нашей степной цивилизации богатая история, охватывающая не одно тысячелетие. На разных этапах этого тернистого пути, в разных местах и не один раз закладывалась основа, и поднимался стяг нашей государственности». (Н.А.Назарбаев)
В статье «Откуда «есть - пошла» казахская земля» М.К. Козыбаев, обращаясь к памяти народа, к книге Коркут-ата, «..этой своеобразной копилке народной мудрости» говорит о древних генеалогических корнях казахского этноса и государственности.
Исследуя такие источники как «Хан-Наме», «Тарих-Наме» и другие, академик М. Козыбаев выделяет этапы возникновения и особенности становления государственности казахов. Он, рассматривая истоки казахской государственности, особо подчеркивает: «..дальние предки мои – великие тюрки». М. Козыбаев прослеживает связь казахов-степняков с внешним многоликим миром – Евразийским пространством, в тоже время сумевших сохранить свою однородность и многочисленность. Предки казахов, как подчеркивает ученый-историк, «… уже в III-Iв.в. до н.э. имели мощные государственные образования»./2, с.33/
При изучении истории возникновения и развития казахской государственности, рассуждает М.К. Козыбаев, важен следующий подход, это «…прежде всего исходить из концепции кочевой цивилизации, а так же евразийской ее сущности» /2, с.44/. В научных статьях М. Козыбаева дана конкретная постановка и раскрытие вопроса: когда возникло государство у казахов, что вкладываем в это понятие. Он пишет: «Государство – это социальное явление, для которого характерен сплав территориальной мощности, населения, системы власти, т.е. отношений господства и подчинения» /2,с.44/. VIII – VII в.в. до н.э., как подчеркивает М.К. Козыбаев, то время, когда «…сложился в Великой Степени кочевой способ производства, складывались сакско-усуньская (в Семиречье), кангюйская (в Приаралье), гуннская (в Северо-Восточной части Казахстана), аланская (в Западном Казахстане) этнокультурные общности».
М.К. Козыбаев отмечает наличие всех характерных признаков государственности у усуней, кангюй, гуннов таких как власть, население, армия, территория, ее деление на части, внешние контакты с соседними народами. Гунны достигли совершенства в структуре власти, государство их делилось на 24 части во главе с племенными вождями. Каждая часть делилась на тьмы (10 тыс.), тысячи, сотни, десятки. Такая система легла в основу и военного строительства. В VI в. возник Тюркский каганат, олицетворявший собой начало степной культуры. История тюрков, отмечает И. Козыбаев, дает реальное представление о следующем этапе развития государственности с более зрелыми и ярко выраженными структурами власти, аппаратом управления, характерной сословностью подданных.
Далее, как обратил внимание на это М. Козыбаев: «В период государства огузов сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть правителя (джабгу) ограничивалась советом военно-племенной аристократии, …после монгольского завоевания утвердилось чингизидство». /2, с.44/
В целом, рассматривая развитие государственности на этом этапе, ученый-исследователь делает вывод: «Казахи, их предки в лице усуней, кангюев, кереитов, найманов, кыпчаков, создавшие государственность, империю под названием Тюркский каганат [...] накопили огромный опыт государственной организации, административной, финансовой, податной систем. Этот опыт послужил строительным лесом для государственности и великодержавия монголов». /2, с.45/
Выход кыпчаков на историческую арену, как пишет М.К. Козыбаев, произошел в XI в. и определил новый этап развития государственности, их консолидирующую роль как суперэтноса. В монгольской империи казахи-кыпчаки сохранили этнокультурное единство, такой вывод делает М.К. Козыбаев: «Уберегая свои обычаи, религию, язык, кыпчакская общность, пройдя испытания монгольским игом, как феникс из пепла, возродилось к жизни»./2, с.39/
В своих научных статьях о Мухаммад Хайдар Дулати М.К. Козыбаев определяет его как историка широкого профиля всей Центральной Азии, Востока, труд которого «Тарих-и -Рашиди» «…является одновременно выдающимся памятником литературы, историческим источником». М.Козыбаев, подчеркивая вклад многих исследователей в изучении этого одного из основных первоисточников по истории казахского народа, особо выделяет Ч.Ч. Валиханова, В.В. Вельяминова-Зернова, В.П. Юдина, А.Х. Маргулана. М.К. Козыбаев рассматривает труд Мухаммад Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди» как летописный свод, аналитический трактат, осветивший время развития казахского ханства (XV–XVI в.в.). Труд «Тарих-и-Рашиди» мухаммед Хайдара составил эпоху в интеллектуальной жизни народов Центральной Азии.
Сведения о Казахстане в труде «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара – главный объект исследования М.К. Козыбаева. Он выделяет основные моменты в истории создания и развития Казахского ханства, анализируя материал труда Мирзы Хайдара. Акцент ученый-историк М. Козыбаев делает на политическую ситуацию в Могулистане, где в Жетысу, с 80-х г. XV в. закрепилась власть казахских владетелей. Союз племен двух жузов (Старшего и Среднего) лег в основу Казахского ханства, возникшего в середине 60-х г. XV в Западной части Жетысу./2, с.82/ При Касым хане территория расширилась («Он подчинил своей власти весь Дешт-и-Кыпчак»)./2, с.83/
М.К. Козыбаев заключает: «Опыт развития государственности, обретавшийся многими поколениями тюрков на этих территориях с глубокой древности, хорошо представлен в Тарих-и-Рашиди» в связи с исследованием им истории Моголистана. В его труде показано административно-военное и территориально-этническое деление государства: крупные племена – улусы с их юртами (территориями расселения) имели характер административных единиц, глава государств чингизид, власть наследственна, но сильно ограниченна волей знати крупных племен. В работе Мухаммада Хайдара, как отмечает М.К. Козыбаев, обозначены структуры государственного управления, освещена духовная жизнь, социальная структура населения, хозяйственная сторона жизни кочевников.
М.К. Козыбаев приходит к выводу в том, что казахскому обществу, как в период раннего феодализма, так и в целом средневековья, были присущи одни и те же закономерности становления развития государственности, характерной для цивилизации кочевников в сочетании с элементами городской культуры в ареале Великого Шелкового пути. Государственные структуры выполняли функции защиты страны, завоевание новых земель, установления добрососедских отношений с определенными странами, защищали привилегии господствующих классов.
Вместе с тем они внесли национально особенное во властные структуры, в десятичную систему управления страной и армией, в формирование степной элиты свободной от религиозного фанатизма и абсолютизации власти, в единстве связей на громадной территории империи и т.д.
М.К. Козыбаев подводит итог и отмечает, что причины, ход образования Казахского ханства, сложение его в мощное централизованное государство при Касым хане, дальнейшие судьбы казахского народа, в упорной борьбе и мирном сотрудничестве с соседями, защищавшего свои коренные этнические территории названные источником («Бадаи ал-вакаи» Зайн ад-Дина Васифи) термином «Казахстан», во всех подробностях исследован на материалах источников, важнейшим из которых является первоклассный труд Мирза Мухаммада Хайдара Дуглата «Тарих-и-Рашиди»./2, с.88/
Литература:
1. Назарбаев Нурсултан «В потоке истории». Алматы, 1998.
2. М.К. Козыбаев «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Память народа». Книга первая. Алматы, 2000.
3. Колдыбаева С.С., М.К. Козыбаев – О государственной власти и праве //Материалы республиканской научно-практической конференции «Актуальность научного и исторического наследия академика Манаша Козыбаева Петропавловск 2004.
4. Досаев У.С. Академик М.Козыбаев: проблемы становления казахской государственности. //«Материалы республиканской научно-практической конференции» Петропавловск 2004.
5. Гумилёв Л.Н. Об истоках тюркской цивилизации. Происхождение казахского этноса. «Гумилёвские чтения». Т-1, Астана, 2003.
Макарова Г.Л. Взгляды М.К. Козыбаева на становление казахской государственности // Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 1. – Петропавловск, 2006.
УДК 947/98