Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Взгляды М.К. Козыбаева на становление Казахской государственности

3737
Взгляды М.К. Козыбаева  на становление Казахской  государственности - e-history.kz

65cca471e7cfb0aba5345d71ecd48c18.jpg

М.К. Козыбаев

Объективные исторические исследования стали возможны в середине 80-х–90-х годов XX века и в начале XXI века, во время становления, провозглашения и развития суверенного независимого Казахстана. В эти годы начинается содержательный этап деятельности академика М.К. Козыбаева. Учёный в центр внимания ставит прежде всего актуальные проблемы Отечественной истории, он видит их огромную роль для Республики Казахстан. М.К. Козыбаев писал: «Исследования исторического опыта, истории национальной государственности даёт прямой выход на современные процессы национального, государственного строительства». Яркое подтверждение этому – высказанная мысль Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в книге «В потоке истории»: «Понимание места в истории, гордость предками не в масштабах родовой почки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобождённое от унижающих национальное достоинство ярлыков и стереотипов – это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации» (1, с 59).

В научных публикациях М.К. Козыбаев, опираясь на богатый исторический материал, поднимает узловые проблемы истории Казахстана, ранее искусственно оторванные от действительной почвы в угоду советской идеологии. Особенно активно академик проработал проблему казахской национальной государственности, критикуя утверждения о том, что кочевые народы «абсолютно не способны создать устойчивые, деятельные социальные и политические институты». Рассматривая данную проблему в освещении историков советской эпохи, он отметил, что «история малых народов разрабатывалась по запрограммированной схеме», результатом чего явилось искажённое историческое сознание, отсутствие своей истории, забвение истинных корней и предков. 

Академик М.К. Козыбаев решительно выступил против господствующей европоцентристской точки зрения об отсталости и позднем развитии Казахской государственности как характерной особенности восточных народов. М.К. Козыбаев, отвечая своим оппонентам, подчеркнул: «история казахского народа свидетельствует о том, что он гармонично развивается в контексте всемирного исторического прогресса, а  отнюдь не в замкнутом мирке аульной общины времён российской колониальной экспансии. По своему геополитическому положению Казахстан выступал срединой территории между Европой и Азией, звеном между славянскими, тюркскими народами и Китаем. На просторах Великой степи, в самом центре центральной Азии, возникали и уходили в небытие государства гуннов, тюрков, тюрко-монголов, создавалась неповторимая цивилизация, являющаяся своеобразным синтезом степного и оседлого образа жизни, наследниками которого и стали современные центральноазиатские нации» (2, с. 18).

В исследованиях М.К. Козыбаева нашла разработку и аргументацию проблема наличия «… кочевой своеобразной государственности, в известной степени отличной от западной модели». Определяя её сущность, М.К. Козыбаев называет подобную государственность евразийской, последнее, по его мнению, предполагает весьма специфический механизм отношения государственной власти и права. Она не деспотична, как бы растворена во множестве маленьких волей, начиная от хана и кончая родовыми старейшинами» (3, с. 135).

Раскрывая данную тему, ученый-исследователь показал несостоятельность позиции А. Тойенби, полагавшего, что кочевники были «рабами степи», «вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла», «утратили связь с миром», «общество кочевников является обществом, у которого нет истории» (2, с. 18).

Академик Манаш Козыбаев резко осуждал забвение исторических традиций народа, уроков его пути как явления господствующего субъективизма в освещении истории у большинства советских историков. По его мнению, последствие такого подхода деформировали историческое мышление людей, особенно молодежи. (2, с. 5).

«Между тем исследователи с более серьезной научной ориентацией доказали, что в результате культурного прорыва на рубеже нашего летоисчисления началось формирование тюркской цивилизационной модели, которая имела одновременно признаки речной, нагорной и континентальной культуры» (2, с. 19). К их числу М.К.Козыбаев отнес профессора С.Г.Кляшторного, академика АН СССР А.П.Окладникова.  А.Маргулан, К.Акишев, Л.Н.Гумилев однозначно пришли к выводу о наличии высокоразвитого уровня кочевой цивилизации среди народов Евразии, которая за три тысячелетия прошла законченный, цикл творческой эволюции (2, с. 19). Итогом его стало Казахское ханство (XV-XVIII вв.).

Академик Манаш Козыбаев особо выделил, что «Осмысление отечественной истории нами начато в контексте общемирового развития тюркского мира, в системе творческой эволюции всей Степной цивилизации, как пример «наложения азиатского и европейского путей развития» (2, с. 19).

М.К.Козыбаев, являясь ученым-историком, более всего изучавшим прошлое  для настоящего, утверждает: «Духовное возрождение, межнациональное согласие, консолидация сил немыслимы без поучительных уроков исторического прошлого», «… именно в истории, в прошлом лежит значительная часть проблем того, что ныне переживает РК» (2, с. 11).

Президент РК Н.А.Назарбаев, обращаясь к народу сказал: «Сегодня мы с гордостью и восторгом узнаем, что Казахстан является территорией, на которой развивались древние и самобытные цивилизации» (1, с. 71). Величайшая заслуга в этом академика М.К.Козыбаева, его кропотливый труд привел к написанию монографий и научно публицистических статей: «Вехи истории», «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски» в двух книгах, «История казахов - составная  часть цивилизации степи», крупная монография (конец 2001г.) «Цивилизация и нация». В работе «Откуда “есть - пошла” Казахская земля» М.К.Козыбаев обобщил следующее: «Среди тюркских народов, чья история изобилует великими и печальными страницами, казахский народ является одним из многочисленных и, в то же время, однородных по составу этносов» (2, с. 33).

Согласно сведениям Геродота, Страбона, летописных памятников «Хан-наме», «Тарих-наме», уже III-I вв. до н.э. племена саков, имели мощные государственные образования  (2, с. 33). Л.Н.Гумилев также связывает происхождение казахского народа с предшествующими тюркскими народами, считая гуннов, тюркским этносом, сложившимся, по его точке зрения, в III в. до н.э. (15, с. 11-18).

Козыбаев М.К. определяет в своих трудах факторы эволюции в степи и все аспекты процесса становления и развития национальной Казахской государственности (4, с. 101).

История сложения степной цивилизации кочевников идет, как отметил М.К.Козыбаев «…с великой эпохи племён» эпохи раннего кочевничества, скифо-сакских племён, «…уже в III – I веках до нашей эры», они имели могучие государственные образования  (2, с. 33).

Это были истоки государственности. М.К.Козыбаев в научных работах осветил этап становления казахской государственности от древности и в советский период исторического пути Казахстана.

«У нашей степной цивилизации богатая история, охватывающая не одно тысячелетие. На разных этапах этого тернистого пути, в разных местах и не один раз закладывалась основа, и поднимался стяг нашей государственности». (Н.А.Назарбаев)

В статье «Откуда «есть - пошла» казахская земля» М.К. Козыбаев, обращаясь к памяти народа, к книге Коркут-ата, «..этой своеобразной копилке народной мудрости» говорит о древних генеалогических корнях казахского этноса и государственности.

 Исследуя такие источники как «Хан-Наме», «Тарих-Наме» и другие, академик М. Козыбаев выделяет этапы возникновения и особенности становления государственности казахов. Он, рассматривая истоки казахской государственности, особо подчеркивает: «..дальние предки мои – великие тюрки». М. Козыбаев прослеживает связь казахов-степняков с внешним многоликим миром – Евразийским пространством, в тоже время сумевших сохранить свою однородность и многочисленность. Предки казахов, как подчеркивает ученый-историк, «… уже в III-Iв.в. до н.э. имели мощные государственные образования»./2, с.33/

При изучении истории возникновения и развития казахской государственности, рассуждает М.К. Козыбаев, важен следующий подход, это «…прежде всего исходить из концепции кочевой цивилизации, а так же евразийской ее сущности» /2, с.44/. В научных статьях М. Козыбаева дана конкретная постановка и раскрытие вопроса: когда возникло государство у казахов, что вкладываем в это понятие. Он пишет: «Государство – это социальное явление, для которого характерен сплав территориальной мощности, населения, системы власти, т.е. отношений господства и подчинения» /2,с.44/.  VIII – VII в.в. до н.э., как подчеркивает М.К. Козыбаев, то время, когда «…сложился в Великой Степени кочевой способ производства, складывались сакско-усуньская (в Семиречье), кангюйская (в Приаралье), гуннская (в Северо-Восточной части Казахстана), аланская (в Западном Казахстане) этнокультурные общности».

М.К. Козыбаев отмечает наличие всех характерных признаков государственности у усуней, кангюй, гуннов таких как власть, население, армия, территория, ее деление на части, внешние контакты с соседними народами. Гунны достигли совершенства в структуре власти, государство их делилось на 24 части во главе с племенными вождями. Каждая часть делилась на тьмы (10 тыс.), тысячи, сотни, десятки. Такая система легла в основу и военного строительства. В VI в. возник Тюркский каганат, олицетворявший собой начало степной культуры. История тюрков, отмечает И. Козыбаев, дает реальное представление о следующем этапе развития государственности с более зрелыми и ярко выраженными структурами власти, аппаратом управления, характерной сословностью подданных.

Далее, как обратил внимание на это М. Козыбаев: «В период государства огузов сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть правителя (джабгу) ограничивалась советом военно-племенной аристократии, …после монгольского завоевания утвердилось чингизидство». /2, с.44/

В целом, рассматривая развитие государственности на этом этапе, ученый-исследователь делает вывод: «Казахи, их предки в лице усуней, кангюев, кереитов, найманов, кыпчаков, создавшие государственность, империю под названием Тюркский каганат [...] накопили огромный опыт государственной организации, административной, финансовой, податной систем. Этот опыт послужил строительным лесом для государственности и великодержавия монголов». /2, с.45/

Выход кыпчаков на историческую арену, как пишет М.К. Козыбаев, произошел в XI в. и определил новый этап развития государственности, их консолидирующую роль как суперэтноса. В монгольской империи казахи-кыпчаки сохранили этнокультурное единство, такой вывод делает М.К. Козыбаев: «Уберегая свои обычаи, религию, язык, кыпчакская общность, пройдя испытания монгольским игом, как феникс из пепла, возродилось к жизни»./2, с.39/

В своих научных статьях о Мухаммад Хайдар Дулати  М.К. Козыбаев определяет его  как историка широкого профиля всей Центральной Азии, Востока, труд которого «Тарих-и -Рашиди» «…является одновременно выдающимся памятником литературы, историческим источником». М.Козыбаев, подчеркивая вклад многих исследователей в изучении этого одного из основных первоисточников по истории казахского народа, особо выделяет Ч.Ч. Валиханова, В.В. Вельяминова-Зернова, В.П. Юдина, А.Х. Маргулана. М.К. Козыбаев рассматривает труд Мухаммад Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди» как летописный свод, аналитический трактат, осветивший время развития казахского ханства (XV–XVI в.в.). Труд «Тарих-и-Рашиди» мухаммед Хайдара составил эпоху в интеллектуальной жизни народов Центральной Азии.

Сведения о Казахстане в труде «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара – главный объект исследования М.К. Козыбаева. Он выделяет основные моменты в истории создания и развития Казахского ханства, анализируя материал труда Мирзы Хайдара. Акцент ученый-историк М. Козыбаев делает на политическую ситуацию в Могулистане, где в Жетысу, с 80-х г. XV в. закрепилась власть казахских владетелей. Союз племен двух жузов (Старшего и Среднего) лег в основу Казахского ханства, возникшего в середине 60-х г. XV в Западной части Жетысу./2, с.82/  При Касым хане территория расширилась («Он подчинил своей власти весь Дешт-и-Кыпчак»)./2, с.83/ 

М.К. Козыбаев заключает: «Опыт развития государственности, обретавшийся многими поколениями тюрков на этих территориях с глубокой древности, хорошо представлен в Тарих-и-Рашиди» в связи с исследованием им истории Моголистана. В его труде показано административно-военное и территориально-этническое деление государства: крупные племена – улусы с их юртами (территориями расселения) имели характер административных единиц, глава государств чингизид, власть наследственна, но сильно ограниченна волей знати крупных племен. В работе Мухаммада Хайдара, как отмечает М.К. Козыбаев, обозначены  структуры государственного управления, освещена духовная жизнь,  социальная структура населения, хозяйственная сторона жизни кочевников.

М.К. Козыбаев приходит к выводу в том, что казахскому обществу, как в период раннего феодализма, так и в целом средневековья, были присущи одни и те же закономерности становления развития государственности, характерной для цивилизации кочевников в сочетании с элементами городской культуры в ареале Великого Шелкового пути. Государственные структуры выполняли функции защиты страны, завоевание новых земель, установления добрососедских отношений с определенными странами, защищали привилегии господствующих классов. 

Вместе с тем они внесли национально особенное во властные структуры, в десятичную систему управления страной и армией, в формирование степной элиты свободной от религиозного фанатизма и абсолютизации власти, в единстве связей на громадной территории империи и т.д.

М.К. Козыбаев подводит итог и отмечает, что причины, ход образования Казахского ханства, сложение его в мощное централизованное государство при Касым хане, дальнейшие судьбы казахского народа, в упорной борьбе и мирном сотрудничестве с соседями, защищавшего свои коренные этнические территории названные источником («Бадаи ал-вакаи» Зайн ад-Дина Васифи) термином «Казахстан», во всех подробностях исследован на материалах источников, важнейшим из которых является первоклассный труд Мирза Мухаммада Хайдара Дуглата «Тарих-и-Рашиди»./2, с.88/

Литература:

1.  Назарбаев Нурсултан «В потоке истории». Алматы, 1998.

2.  М.К. Козыбаев «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Память народа». Книга первая. Алматы, 2000.

3.  Колдыбаева С.С., М.К. Козыбаев – О государственной власти и праве //Материалы республиканской научно-практической конференции «Актуальность научного и исторического наследия академика Манаша Козыбаева Петропавловск 2004.

4.  Досаев У.С. Академик М.Козыбаев: проблемы становления казахской государственности. //«Материалы республиканской научно-практической конференции» Петропавловск 2004.

5.  Гумилёв Л.Н. Об истоках тюркской цивилизации. Происхождение казахского этноса. «Гумилёвские чтения». Т-1, Астана, 2003.

Макарова Г.Л. Взгляды М.К. Козыбаева на становление казахской государственности // Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 1. – Петропавловск, 2006.

УДК 947/98
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?