1. Свод законов был порожден требованиями того времени
В ХҮІІ веке угроза для Казахского ханства исходила с разных сторон, да и единство внутри государства стало ослабевать. Тауке хан направил все свои усилия, чтобы укрепить ханство. Для этого была нужна система новых законов, которая бы укрепила власть и обеспечила единство.
Тауке хан, опираясь на «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), принятые при прежних ханах, и руководствуясь древними обычаями и традициями Казахского ханства, создал систему новых законов.
Хан, собрав на вершине Культобе Толе бия, Казыбек бия, Айтеке бия, утвердил свод законов «Тәуке ханның Жеті жарғысы» («Семь уставов Тауке хана»).
2. От прежних степных законов «Жеті жарғы» отличался семью новыми пунктами
Полный вариант «Жеті жарғы» не сохранился, но его отрывки можно прочесть в записях К.Шукиралиева (1804), Я. Гавердовского (1806), А.Левшина (1832). Из этих отрывков видно, что Тауке хан дополнил прежние степные законы семью новыми пунктами и назвал свод законов «Жеті жарғы». Явно прослеживалось, что принятые изменения преследовали цель – укрепление власти посредством предоставления особых прав для торе и ходжи.
3. Обязанность приходить на выборы с оружием
Согласно своду законов «Жеті жарғы» главы казахских племен и родов собирались один раз в год. На таких собраниях методом голосования решались проблемы, связанные с внутренним и внешним положением государства. Только граждане, явившиеся на выборы с оружием, имели право голоса. Вместе с тем, те, кто носил оружие, в год платили одну двадцатую часть своего имущества в виде налога государству. Каждый род, участвовавший в собрании, имел свою тамгу (родовой знак).
4. Кун выплачивался четырьмя видами домашнего скота
Самый распространенный вид наказания – это выплата куна. В зависимости от социального положения преступника и погибшего человека размер выплачиваемого куна мог меняться. Например, за каждого убитого мужчину выплачивалось 1000 баранов, а за каждую женщину – 500 баранов. Также во внимание принимался и социальный статус погибшего человека, если он был аристократом, то сумма выплачиваемого куна возрастала в семь раз, т.е. если кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Если кто оскорбит султана или ходжу, то за это должен выплатить 9 голов скота, а за побои – 27. Цена куна, выплачиваемого за раба, приравнивалась к беркуту или гончей. Преступник, нанесший телесные повреждения, также выплачивал кун. Большой палец стоил 100 баранов, а мизинец – 20. Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное. Например, 100 верблюдов приравнивались к 300 лошадям или 1000 овцам. Из этих пунктов «Жеті жарғы» мы видим, что права каждого социального слоя были узаконены.
5. Человек, совершивший тяжкое преступление, приговаривался к смерти
В «Жеті жарғы» большое место отводилось уголовно-правовым нормам. В качестве преступлений рассматривались: убийство, причинение увечий, изнасилование женщины, нанесение побоев, оскорбление, воровство и др.. Виновные подвергались наказанию соответственно степени тяжести преступления. В этом своде законов сохранился принцип «кровью за кровь». Было два смертной казни: смерть через повешание и забивание камнями насмерть. Мятежники и предатели внутри страны также подлежали смертной казни.
6. Уголовные преступления рассматривал суд биев
Суд биев по соглашению двух сторон мог заменить смертную казнь на выплату куна. Выплата куна рассматривалась в четырех случаях:
1. если женщина убила своего мужа и родственники мужа ее не простили;
2. если женщина убила своего младенца, рожденного вне брака;
3. если факт супружеской измены был доказан;
4. если имел место факт богохульства.
А того, кто осмелился поднять руку на своего отца, позорили: сажали на черную корову, лицом к хвосту. Наказание дочери, осмелившейся повысить голос на родителей, определяла мать.
Суд биев Казахского ханства
7. «Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века
«Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века. А некоторые из его законов применялись вплоть до Октябрьской революции. Как мы и говорили выше, оригинал «Жеті жарғы» не сохранился до наших дней.
Одиннадцать фрагментов «Жеті жарғы», записанные на основе сведений «старшины яппасского рода» Кубека Шукиралиева, были опубликованы в 1820 году на страницах «Сибирского вестника».
Текст второй редакции «Жеті жарғы» приводится в исследованиях А.Левшина. Спустя более 100 лет после составления «Жеті жарғы» эти варианты были опубликованы в жанре народного устного творчества.
Гульжанат АБДИМОМЫНОВА